Слайд 1«Развитие познавательной деятельности учащихся
начальной школы» учитель МБОУ Большесырская СОШ Каурова
Светлана Германовна
Слайд 2 Задача, над которой я работаю в течение
этого года - поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей. Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Один из факторов, влияющий на мотивацию младшего школьника – организация самого процесса учения, т.е. использование учителем разнообразных форм работы на уроке и методов, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности.
Слайд 3Обозначенную проблему считаю актуальной и социально значимой, поскольку процесс познания у младших
школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
Слайд 4Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение
уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-встреч, сюжетных уроков, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность. Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету являются занимательность, дидактическая игра.
Слайд 5При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках
реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Презентации применяю на различных этапах урока: при постановке цели, при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения задания.
Слайд 6Занимательный материал
Загадки, сказки
Задачи в стихах, задачи-шутки
Скороговорки, пословицы
Интересные факты
Кроссворды, ребусы
Решение задач практического значения
Иллюстрации, рисунки
Задания на смекалку
Слайд 7Необходимым этапом урока для формирования положительной мотивации учения является этап рефлексии.
Дети учатся оценивать не только урок в целом и свою работу на нем, но и имеют возможность ориентироваться на собственные достижения в усвоении предмета. Детям предлагается оценить свою работу на уроке, показав соответствующий смайлик (весёлый или грустный), солнышко или тучку. Ребята проговаривают что у них получилось, над чем ещё предстоит поработать, с каким настроением они уходят с урока.
Слайд 8Примеры заданий и упражнений применяемых мной для развития познавательной активности на
уроках.
Слайд 9.
«Выбери три слова»
( Ее можно использовать на закрепление любых
тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
Слайд 10
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова,
расширить словарный запас.
Ход: Почтальон раздает детям приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Слайд 11
Игра « Шифровальщики»
Цель: обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Слайд 12
Дидактическая игра
Найди пару.
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и
действия.
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.
Слайд 13Парные согласные на конце слова
Задание 1.
Уровень 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите
проверочные.
Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Уровень 3.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Разделите слова на 2 группы.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Слайд 14Создание на уроках проблемных ситуаций развивает и активизирует познавательную деятельность учащихся.
С
помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?
катился
У
Про
С
Пере
До
За
Вы
Под
Слайд 15Игры-упражнения.
Пример: «Пятый лишний».
Найдите лишнее слово.
Нос, платок, голова, рука, глаза.
Найдите лишнюю
фигуру и объясните, почему она лишняя.
Слайд 16Игра-соревнование.
Игра–диктор.
-Прочитать текст, стихотворение, как читает диктор по телевидению. (Стараясь, как можно
меньше подглядывать в текст, смотреть глазами в камеру)
Слайд 17Сюжетно-ролевые игры.
Игра «Теремок»
Цель: знать характеристику звуков, учить читать слоги.
В
теремке живут только гласные. Согласные стучатся к гласным в теремок и просят разрешения войти. Те пускают их только тогда, когда согласная правильно расскажет о себе. Затем читается слог- слияние.
В процессе игр дети не только знакомятся с новыми звуками, но и учатся выразительной речи, правильному произношению.
Слайд 18 На уроках математики я активно использую счетные палочки и геометрический материал.
С их помощью мы изучаем состав числа, сложение, вычитание.
Слайд 19Задачи, имеющие практическое значение:
«Ученик взял в столовой кусочек хлеба и половинку
его не доел. Сколько кусочков хлеба пойдёт в отходы, если в классе 6 учеников?»
Слайд 20 Современный педагог должен не только знать свой предмет, но
и уметь пробуждать в ученике жажду познания. Заинтересовать, а уже потом научить – вот в чем суть педагогического мастерства.
В.Ф. Шаталов