Слайд 1Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Подготовила презентацию старший воспитатель:
Гайбадулина Татьяна
Владимировна
МКДОУ «д/с № 25», г. Еманжелинск, Челябинской обл.
Слайд 2Детский сад — новый период в жизни ребенка.
Для малыша это, прежде
всего, первый опыт коллективного общения.
Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
Большинство из них реагируют на садик плачем.
Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Слайд 3Что даёт посещение детского сада ребёнку?
Общение со сверстниками
Возможности для интеллектуального и
физического развития
Приобретение самостоятельности
Слайд 4Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети
проходят через
адаптационный период!
Что такое адаптация?
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к её условиям
В силах родителей и педагогов сделать жизнь ребёнка счастливой, интересной и насыщенной.
Слайд 5Фазы адаптационного периода
В зависимости от длительности адаптационного периода различают
три степени приспособления ребёнка к детскому саду:
Лёгкая (от 1 до 16 дней)
Средняя (от 16 до 32 дней)
Тяжёлая (от 32 до 64 дней)
Слайд 6Степень социальной адаптации зависит от индивидуально – психологических особенностей ребенка.
Может происходить
от одного дня и до сколько угодно долго.
Слайд 7Динамика адаптационного периода.
1. Стадия тревоги.
2. Стадия сопротивляемости.
3. Стадия стабилизации либо истощения.
Слайд 8Как должен быть подготовлен ребенок
к периоду адаптации
Должны быть сформированы следующие
культурно-гигиенические навыки:
самостоятельно есть разнообразную пищу;
своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок;
мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком;
Перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения;
С персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).
Слайд 9Ступенчатая адаптация
Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка ,
нужно сделать его постепенным( у каждого ребенка проходит индивидуально):
В течении 1-й недели ребенок посещает детский сад 1-2 часа;
В течении следующей недели увеличивается время пребывания на 1-1,5 часа (дети проходят основные режимные моменты);
Полная адаптация – 10-12 недель.
Алгоритм прохождения адаптации
Слайд 10Ступенчатая адаптация.
Полная адаптация – 10-12 недель.
При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях
ребенка целесообразно воздержаться от посещения д/с на 2-3 дня.
В период адаптации сохраняются все привычки ребенка
( включая вредные).
5. Важно оказывать положительную эмоциональную поддержку ребенку в период его пребывания в детском саду (от порога д/с до порога дома).
6. Воспрещается в период адаптации делать прививки, инъекции.
7. Повышенное наблюдение за состоянием носоглотки ребенка.
8. Единство и постоянство требований со стороны всех взрослых (большое количество запретов влияет на нервную систему ребенка).
Правила введения ребенка в ДОУ
Слайд 11Советы родителям
В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:
Устройство лучше проводить
во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов
( это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом);
В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала;
В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада;
В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу , заботливы и терпеливы;
Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек.
Слайд 12Советы родителям
Первое время около месяца, стоит оставлять ребенка только до обеда.
Если ребенок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе с детьми, то оставляйте его. Если малыш еще не готов оставаться – не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить травму.
Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день.
Если есть возможность , устраивайте иногда незапланированный выходной или даже небольшие каникулы
Слайд 13Советы родителям
Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а
она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился дома;
Искренне радуйтесь успехам малыша и ищите как можно больше плюсов;
В саду дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами;
Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия;
Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чем-нибудь.
Слайд 14Признаки успешной адаптации малыша в д/с:
Нормальный сон( засыпает как обычно, по
ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне;
Хороший аппетит;
Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.;
Нормальное настроение, легко просыпается утром;
Желание идти в детский сад.
Слайд 15Признаки дезадаптации:
Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во
сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или начинает писаться в кровати;
Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе;
Появление вялости, капризности;
Появление агрессивности, часто меняется настроение;
Ребенок стал чаще болеть
Слайд 16Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:
Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
Чрезмерная
тревожность родителей;
Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т.п.;
Болезненность малыша;
Несоблюдение режима дня дома
Слайд 17Помните!
Если семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то сложности адаптации будут
сведены к минимуму.
Дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей нервной системы.
На быстроту адаптации влияет и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в его жизни.
Слайд 18Помните!
Ребенок привыкнет быстрее, если сможет строить отношения с большим количеством детей
и взрослых.
Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
Никогда не пугайте ребенка детским садом.
Слайд 19Помните всегда:
От родителей во многом зависит эмоциональный настрой
ребенка.
По утрам, когда собираетесь в детский сад , старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день.
Тогда он точно будет удачным и для вас и для вашего малыша.