Слайд 1Система
развивающего обучения
Л. В. Занкова
Один шаг в обучении может означать
сто шагов в развитии
Л.С. Выготский
Слайд 3Начальная школа
(начальная ступень образования) – начало ХХI в.
Образовательные системы
Традиционная
(обновленная)
Система
Л. В. Занкова
Система
Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Учебно-методические комплекты
«Начальная школа ХХI века» (под ред. Н. Ф. Виноградовой)
«Школа 2000… - Школа 2100…»
«Гармония»
(под ред. Н. Б. Истоминой)
«Классическая начальная школа»
«Перспективная начальная школа»
«Планета знаний»
«Школа России»
Слайд 4Система Л.В.Занкова
Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка
при сохранении его психического и физического здоровья
Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой – открытие нового знания через проблемную ситуацию, использование многообразия методов.
Обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Отдаленные результаты действия системы –
высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями; дополнительные данные – высокие показатели по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.
Слайд 5Содержание обучения
Цель - общее развитие
каждого ребенка
Учет особенностей
обучаемых
Образовательные
стандарты
Слайд 6 УМК системы Л.В. Занкова включает
в себя
учебники по всем основным предметам:
- Обучение грамоте и чтению.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
- Русский язык. Автор Нечаева Н.В.
- Литературное чтение (2 линии).
Автор Свиридова В.Ю.
Автор Лазарева В.А.
- Математика (2 линии).
Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).
Автор Ванцян А.Г. (1 класс).
- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
- Музыка. АвторРигина Г.С.
Слайд 7Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова
Дидактические принципы: обучение на высоком уровне
трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых
Формы организации обучения: экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализация, живое общение, совместная деятельность в разновозрастных группах и др.
Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса: особая доверительная атмосфера обучения
Основная особенность системы – согласование ведущей роли обучения, а следовательно, и руководящей роли учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности
Слайд 8Тема «Имя существительное»
(Русский язык, 2 класс, программа Н.В. Нечаевой)
Выучи считалочку.
Каким по цели высказывания является восклицательное предложение?
Сеем рожь, овёс, пшеницу,
Лук, горох и чечевицу,
Коноплю, гречиху, лён
Пусть росток выходит вон!
- Чтобы написать такую считалочку, потребовалось десять имен существительных. Выпиши их в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов.
Отметь число и, если можно, род.
Почему рифмуются слова «лён», «вон».
Слайд 9Например: учебник русского языка. 2 класс, программа Нечаевой Н.В.
-Прочитай, вставляя подходящие
по смыслу названия животных. Запиши предложение. ( К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки)
В берлоге живёт _________, в гнезде __________, в гнёздышке ________, в норе _________, в норке __________, в хатке ___________, в логове ________ .
- Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни. Как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне.
Слайд 10 Этапы организации учебного процесса:
первый этап – система заданий поискового характера,
ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения – понятия, правила, действия
второй этап – сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебнике определениями, правилами, описаниями действий
третий этап – применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления и во взаимосвязи с ранее изученным.
Слайд 11Типические методические свойства
системы Л.В.Занкова
1) Многогранность - учебный материал рассчитан не только на формирование программных знаний, умений и навыков, но и на общее психическое развитие школьников;
2) Процессуальность - последовательная, из урока в урок, организация усвоения нового материала на основе включения его в систему прежде усвоенного (осознание отношений и зависимостей изучаемого и изученного);
3) Коллизии - в учебном процессе необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого знания с новым (нового способа действия с предшествующим).
4)Вариантность - проявляется как по отношению к учителю, так и по отношению к ученикам и определяет возможность многообразия приемов работы учителя и действий учащихся в
одних и тех же условиях обучения.
Слайд 12Например: «Азбука», программа Нечаевой Н.В., Белорусец К.С
Назад
Слайд 13 Показатели эффективности системы обучения:
1. Состояние физического и психического здоровья детей, их
благополучие в процессе обучения, психически комфортное каждодневное состояние (личностная ориентированность системы обучения, её гуманность)
2.Уровень общего развития учащихся, уровень владения знаниями. Умениями, навыками, нравственная воспитанность, необходимая для успешной адаптации в культурной социальной среде.
3.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса