Слайд 1Гололобова Анна Михайловна
воспитатель высшей категории
МКДОУ «Мещовский детский сад»
Познавательное развитие
дошкольников в условиях ФГОС ДО
Слайд 2Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребенка, его
ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании
ФГОС ДО п. 1.4.7.
Основные принципы дошкольного образования:
формирование познавательных интересов
и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Слайд 3Основные понятия, встречающиеся в ФГОС ДО и непосредственно связанные с познавательным
развитием дошкольников:
-познавательное развитие;
-познавательные интересы;
-познавательная деятельность;
-познавательные действия.
Слайд 4 Познавательное развитие
– это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных
психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
Познавательные интересы
– это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Слайд 5 Познавательная деятельность
–это деятельность ребенка, направленная на изучение мира и окружающего
пространства. В процессе данной деятельности происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребенок получает знания.
Познавательные действия
– это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Слайд 6ФГОС ДО п. 2.6.
Познавательное развитие
-предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 7 ФГОС ДО п. 2.7.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
Слайд 8ФГОС ДО п. 2.7.
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год)
-познавательно-исследовательские действия;
в раннем возрасте (1 год - 3 года)
-экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)
-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
Слайд 9Виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей:
-игровая,
-коммуникативная,
-познавательно-исследовательская,
-восприятие художественной литературы и фольклора,
-самообслуживание и элементарный бытовой труд,
-конструирование,
-изобразительная,
-музыкальная,
-двигательная.
Слайд 10ФГОС ДО п.3.3.4.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей…
Слайд 11ФГОС ДО п. 3.2.5.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития
детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
2) …недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)…
Слайд 12ФГОС ДО п. 4.6.
Целевые ориентиры
в младенческом и раннем возрасте:
-ребенок
интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
Слайд 13ФГОС ДО п. 4.6.
Целевые ориентиры
на этапе завершения дошкольного образования:
-ребёнок
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
-ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. –ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
Слайд 14ФГОС ДО п. 4.6.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного
и начального общего образования.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Слайд 15Познавательный интерес, как основа познавательного развития, состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
- интеллектуальные - логические
действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
- эмоциональные - переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
- регулятивные - волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
- творческие - воображение, создание новых моделей, образов.
Слайд 16Познавательный интерес,
как основа познавательного развития,
состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
-любопытство;
-любознательность;
-познавательный интерес;
-творческий
интерес.