Слайд 1
МБДОУ ЦРР – детский сад № 5 «Радуга»
Московская область, г.о Подольск,
мкр.
Климовск, ул. Победы, д. 12-а
Познавательно – практический проект
совместной образовательной деятельности
в младшей группе:
«Я САМ !»
Выполнила воспитатель
первой категории
Балашова Т.А
Слайд 2Методический паспорт
Тема: «Я САМ!»
Исполнитель проекта: Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ ЦРР-д/с
№ 5 «Радуга» Балашова Т. А
Юридический адрес исполнителя: Московская область,
г.о Подольск, мкр. Климовск, ул. Победы, д. 12-а
Адресация: Проект предназначен для воспитателей младшей группы ДОУ
Благополучатели: дети младшей группы, родители воспитанников
Типовые особенности: долгосрочный, по уровню контактов на уровне ДОУ, с открытой координацией, меж предметный проект, познавательно – практический.
Слайд 3Ожидаемые результаты:
*Организация ООД, деятельность в ходе режимных процессов.
*Изготовление атрибутов и
показ настольных театров: «Как мишка учился держать ложку»,
«Мойдодыр», «День Рождения у лисенка».
*Проведение дидактических упражнений и игр.
*Проведение бесед, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
*Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения куклы», «Больница»
*Родительское собрание «Соблюдение и развитие навыков самообслуживания и личной гигиены у
детей раннего возраста в ДОО и дома»
*Развлечение для детей и родителей: «Вот какие мы большие!»
*Анкетирование родителей «Чему научился Ваш ребёнок»
*Дети владеют культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания:
самостоятельно одеваются (раздеваются) в определенной последовательности; правильно
пользуются мылом и индивидуальными предметами; правильно ведут себя за столом и во время еды; следят за своим внешним видом, проявляя навыки опрятности;
*У детей сформированы такие положительные качества и привычки, как самостоятельность, аккуратность, бережливость;
*У родителей повышены знания в вопросах формирования культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания;
*Пополнена и обогащена развивающая предметно-пространственная среда по теме.
Исполнители основных мероприятий: воспитатель младшей группы,
родители.
Слайд 4
Пояснительная записка
Актуальность:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (ФГОС ДО), в современных ДОО предполагается создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Реализация раздела «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» основной образовательной программы ДОО также направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основ культуры здоровья посредством решения следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
В дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей привычку к чистоте, аккуратности и порядку, так как в эти годы ребенку достаточно легко освоить основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность и
правильно выполнять.
Слайд 5
Наиболее ценным качеством, необходимым человеку является самостоятельность. Ее воспитание необходимо начинать
с раннего детства. Все дети по своей природе активны, поэтому пытаются выполнять различные действия самостоятельно. Задача взрослого – поддержать их в этом. Но бывает так, что вследствие отсутствии времени или неуверенности в силах младшего дошкольника, мы пытаемся все сделать за него, тем самым причиняя малышу большой вред, подрывая у него уверенность в собственных силах.
Уже к трем годам у ребенка значительно вырастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, возникает желание самоутвердиться. А овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания является первым этапом на пути формирования самостоятельности.
Цель: создание условий для формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Слайд 6Задачи:
*Учить с помощью воспитателя, а затем самостоятельно мыть руки перед едой
и по мере загрязнения, насухо вытирать их индивидуальным полотенцем;
познакомить с последовательностью одевания (раздевания), закреплять умение
пользоваться алгоритмом действий;
*Формировать элементарные навыки поведения за столом, во время еды,
умывания;
*Приучать к самостоятельности во время еды, закреплять умение держать
ложку в правой руке;
*Формировать навыки пользования индивидуальными предметами (расческой, носовым платком, салфеткой);
*Закреплять культурно-гигиенические навыки в условиях семьи;
*Воспитывать желание выглядеть аккуратными, чистыми и опрятными;
пополнить и обогатить развивающую предметно-пространственную среду по
теме.
Слайд 7
Особенности проекта: в основу проекта положено формирование самостоятельности у детей
младшего дошкольного возраста посредством овладения ими культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Суть проекта: через организацию игр-занятий, режимных моментов дети будут закреплять элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены.
Ресурсы:
Материально - технические условия реализации проекта: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
Методическое обеспечение проекта: календарно – тематическое планирование по группе.
Музыкальные произведения: «Ой лады, лады, лады», «Я пеку, пеку, пеку», «Киска, киска, кис-кис-кис», «Где же ваши ручки», «Петушок, петушок, золотой гребешок».
Художественные произведения: «Маша варежку надела», А. Барто «Девочка
чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что
такое хорошо, что такое плохо», Л. Воронкова «Маша-растеряша»,
З. Александрова «Что взяла клади на место». Потешки: «Водичка,
водичка», «Травка – муравка», «Я обед съедаю сам».
Слайд 14
Оценка эффективности реализации проекта
В процессе реализации данного проекта дети овладели культурно-гигиеническими
навыками и навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться (раздеваться) в определенной последовательности; правильно пользоваться мылом и индивидуальными предметами; правильно вести себя за столом и во время еды; следить за своим внешним видом. Чтение стихотворений, потешек, сказок оказало благотворное влияние на речевое развитие детей.
Для оценки эффективности реализации проекта в формировании навыков самостоятельности детей младшего дошкольного возраста можно использовать наблюдение, беседы, диагностическую методику В.П. Дубровой.
1. Наблюдение за выполнением ребенком гигиенических процедур
Цель: выявление степени самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.
В ходе наблюдения внимание обращается на следующие проявления:
-получение удовольствия в процессе выполнения элементарных навыков и умений гигиенической культуры.
- положительный настрой на выполнение простейших процессов самообслуживания.
- удовлетворенность результатами самостоятельных действий.
Критерии оценивания:
- выполнение культурно-гигиенических навыков во время умывания, приема пищи, одевания и сна.
- владение простейшими умениями в уходе за одеждой.
- реализация необходимости «привести себя в порядок».
- качественное выполнение закаливающих процедур.
Перечисленные критерии показывают уровень усвоения культурно-гигиенических навыков, а присутствие обозначенных проявлений в поведении младшего дошкольника свидетельствует об его отношении к собственному здоровью.
Слайд 152. Беседа с детьми
Цель: выявление наличия представлений о гигиенических основах безопасности
жизнедеятельности.
- зачем ты моешь руки?
- почему их надо мыть с мылом?
- зачем вытирать руки?
- чем ты вытираешь руки?
- у тебя есть свое полотенце? Зачем оно тебе?
Уровни знаний младших дошкольников:
Высокий: ребенок знаком с правилами личной гигиены, имеет представление о том, как они совершаются. Уверен в собственных знаниях и ошибок не допускает.
Средний: ребенок знаком с правилами личной гигиены. Может объяснить последовательность совершаемых действий, но при этом допускает незначительные ошибки. В собственных ответах не всегда уверен. При ответе на вопросы, связанные с личным опытом испытывает трудности.
Низкий: Ребенок допускает ошибки и испытывает затруднения при назывании правил личной гигиены. Не может объяснить, для чего они нужны человеку, лично ему.
Отказывается или не может ответить на поставленные вопросы.
Слайд 163. План целенаправленного наблюдения за освоенностью дошкольниками культурно-гигиенических навыков (авт. В.П.
Дубровина)
Цель: выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков как основы труда по самообслуживанию.
Наблюдение проводится за младшими дошкольниками в ходе режимных моментов.
Полученные результаты анализируются по схеме:
Умывание:
- правильно ли пользуется водой, мылом и индивидуальным полотенцем, не пропускает ли отдельных действий, соблюдает ли их правильную последовательность и т.д.
- в состоянии ли заметить нарушение сверстниками правильной последовательности действий, как реагирует на это (самостоятельно делает замечание, обращается к воспитателю и т.д.).
- понимает ли необходимость умывания, чем мотивировано осуществление данного действия (действует по своей инициативе или по указанию взрослого).
Прием пищи:
- правильно ли пользуется столовыми приборами.
- аккуратно ли ест (не проливает пищу, не крошит хлеб).
- поддерживает ли за столом правильную осанку.
- какие действия выполняет после еды (благодарит взрослых, задвигает стул и т.д.).
Слайд 17Одевание и раздевание:
- соблюдает ли правильную последовательность действий.
- нуждается ли в
помощи взрослого, когда обращается за ней к сверстникам (взрослым).
- аккуратно ли одевается, в состоянии ли заметить неполадки не только в своей одежде, но и в одежде сверстников, как их устраняет.
- аккуратно ли складывает, вешает одежду.
- проявляет ли бережное отношение к предметам одежды, каким образом он это делает.
Оценивание происходит по 5-ти балльной шкале: 5-отлично; 4-хорошо; 3-удовлетворительно; 2-навыки плохо сформированы.
Перспективы развития проекта
Данный проект можно использовать в средней, старшей группах ДОО, так как формирование самостоятельности, закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Слайд 18Библиография проекта:
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.:
Мозаика-Синтез, 2006.
Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: «Учитель», 2009.
Основная образовательная программа «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Петелина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994.
Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку // Дошкольное образование. – 2008. -№10. – С. 53-59.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.