Слайд 1ПОДВИГ ДЕТЕЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №97 г.
Воронежа
Корчагина Вера Петрова
Слайд 2Страшное слово война… Сколько людей погибло! Счёт идёт на миллионы. Дети… Они
в первую очередь оказались жертвами войны. А юным ленинградцам, детям блокадного города, пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище …..
Слайд 3Понятия дети и война несовместимы!
А.Твардовский
Более 5 тысяч детей – подростков блокадного Ленинграда получили такую медаль за подвиги, совершенные в дни блокады
Медаль жителю блокадного Ленинграда
Слайд 4Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось
четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников.
В декабря 1941 года была открыта на Ладоге “Дорога Жизни” .
Ледовая дорога была единственным местом, которое соединяло Ленинград со страной. По ней старались вывезти детей из города.
Слайд 5Сообщение с Ленинградом
по льду Ладожского озера
Самый ценный груз
дороги
жизни – дети
Слайд 6
В октябре 1941 года жители города почувствовали на себе явную нехватку
продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения. Были установлены нижайшие нормы выдачи хлеба по продовольственным карточкам.
Слайд 8
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи
детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды .Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.
На местах мальчишек и девчонок было написано их руками: “Не уйду пока не выполню норму!”
Слайд 9Дети на заводах Ленинграда
собирают пулеметы и винтовки
Слайд 10Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском суде фашистов, была маленькая записная
книжка одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей:
«Ж» — Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 г.
«Б» — Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
«Л» — Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
«Д» — Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
«Д» — Дядя Леша 11 мая в 4 часа дня 1942 г.
М» — Мама 13 мая в 7 часов 30 минут 1942 г
«С» — Савичевы умерли. Умерли все. Только Таня осталась.
Слайд 12 Главным подвигом юных жителей города была учеба . Тридцать девять
ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни . Это было невероятно трудно из-за морозов и голода.
Слайд 13Музейная экспозиция в одной из ленинградских школ
Слайд 14Ленинградцы и прежде всего ленинградские женщины могут гордиться тем, что в
условиях блокады они сохранили детей. В Ленинграде была создана широкая сеть детских домов, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел. Значительная часть детей была эвакуирована из Ленинграда к лету 1942, но много оставалось тех маленьких ленинградцев, которые прошли все тяготы и лишения вместе со своим городом.
Печать страшной войны лежала на их лицах и сказывалась в их играх. Многие дети играли в одиночку, даже в коллективную игру они играли молча, с серьезными лицами. Их лица были полны взрослой серьезности, их детские глаза, исполнены думы и грусти.
Слайд 15Фото одной из групп детского дома
Слайд 16Детские дома часто подвергались интенсивным артиллерийским обстрелам. Детей выносили в укрытие.
Чтобы спасти всех, воспитатели сваливали их по нескольку человек в одеяло и так выносили. В детские дома попадали в основном сироты, родители которых погибли совсем недавно.
Слайд 18Больно было видеть детей за столом, как они ели. Суп они
ели в два приема: вначале бульон, а потом все содержимое супа.
Кашу и кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали их в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть его после третьего блюда и наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину.
Слайд 20Детям блокадного Ленинграда - умершим и живым – посвящается…
Недетские испытания
легли на ваши плечи, дети блокадного Ленинграда. Ужас тех дней не забудут никогда те, кто выжил. А умершим - вечная память!
Слайд 21Памятник детям блокады в Ленинграде
Слайд 22 Спит малыш, обняв игрушку -
Длинноухого щенка.
В мягком облаке -
подушке
Сны спустились свысока.
Не буди его, не надо,-
Пусть продлится счастья миг.
О войне и о блокаде
Он узнает не из книг...
Спит ребёнок. Над Невою
Птицы белые кружат:
В путь далёкий за собою
Собирают журавлят...
Коковкина Елена Николаевна