Слайд 1Выполнила: Ковалева О.В.
Подходы к созданию
Развивающей
предметно-пространственной среды
(РППС)
в разных возрастных
группах
Слайд 2 Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом деятельности для них является ИГРА .
Именно поэтому большое внимание в ДОУ уделяется созданию развивающей предметно – пространственной среды.
«Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (группа, участок), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» (ФГОС ДО)
Слайд 3РППС должна обеспечивать:
1.Реализацию различных образовательных программ;
2. Учет возрастных особенностей;
3. Учет национально-культурных,
климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
4.В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия.
Слайд 4Значение развивающей среды:
1) Обеспечивает всестороннее развитие ребенка;
2) Способствует детской самостоятельности и
инициативе;
3) Развивает творческие способности, детскую креативность, фантазию и воображение;
4) Способствует закреплению социальных норм;
Слайд 5
5)Обеспечивает активизацию разных видов детской деятельности;
6)Обеспечивает ребенку психологическую безопасность и комфорт;
7)Обеспечивает
зону ближайшего и актуального развития;
8) Способствует развитию коммуникативных компетенций;
9) Позволяет ребенку осуществлять свободный выбор ( вид деятельности, партнера, материал).
Слайд 6
Среда должна:
отражать домашнюю обстановку;
быть сенсорно - насыщенной (хороший фон дидактические
игры, цвета, фон, музыкальное сопровождение и т.д.);
отражать климатические условия;
обеспечивать толерантное отношение (терпение);
обеспечивать доступность для детей по всей территории ДОУ, а также детей с ОВЗ;
Слайд 7Обновление предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда меняется
в зависимости от возрастных особенностей воспитанников,
от периода обучения
и реализуемой педагогами программы.
Слайд 8Младший дошкольный возраст
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие
по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Слайд 9Третий год жизни
Для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое
пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными модулями.
Слайд 10Четвертый год жизни
В группе четырехлетних детей необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр
с большим количеством атрибутов.
Слайд 11Пятый год жизни
У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность
в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием строить уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру в 3 – 4 человека.
Слайд 12В жизни детей 4- 5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и
занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.
Слайд 13Шестой –седьмой год жизни
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры;
оборудование
необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.
Слайд 14В старших и подготовительных к школе группах начинают преобладать такие центры,
как: логико-математический, центр познания и экспериментально- исследовательской деятельности, а та же макеты.
Слайд 15Логико-математический центр имеет важные развивающие функции.
Слайд 16«Центр познания» требует частичной изоляции, наличия заданий различной степени сложности.
Слайд 17
«Центр экспериментально –исследовательской деятельности» представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы
и т. д.).
Слайд 19Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это
могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне