Слайд 1
Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей
дошкольного возраста
Слайд 2Суть песочной терапии
От других форм арт-терапии отличается:
Песочная терапия как разновидность арт-терапии
сориентирована на присущий каждому ребенку внутренний потенциал здоровья и силы.
Она акцентирует внимание на природное выявление мыслей, настроения, чувств в творчестве, восприятие ребенка таким, который он есть.
Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, раскрыть свои страхи и избавится от них, а также эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, природная и любимая деятельность.
Психопрофилактический и развивающий аспекты песочной терапии проявляются в постановке сказок, мифов, историй в песочнице. Можно просто поработать с поверхностью песка без использования игровых фигурок, выполняя различные (специальные и спонтанные) упражнения. Тактильная форма ощущений является у человека наиболее древней. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с многочисленными операциями.
Слайд 3ориентирована
на то, чтобы помочь малышу:
Слайд 4Цель и задачи
Общепедагогическая цель — дать возможность ребёнку быть самим собой,
раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, а не менять и не переделывать его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а обеспечить социальную успешность.
Коррекционно-образовательная цель (например, для занятий логопеда) — развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков.
Задачи:
профилактика оптико-пространственной дисграфии;
развитие всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), мелкой моторики;
развитие зрительно-пространственной ориентации;
совершенствование предметно-игровой деятельности, способствующей развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
Слайд 5Цель и задачи
Основная цель песочной терапии – достижение эффекта самоисцеления посредством
спонтанного творческого выражения.
Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание
Ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит…
Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое.
Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.
Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений.
Слайд 6Принципы
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и
защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.
Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям;
воспитанники чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке.
Слайд 7
Вариант Принципы
• Отсутствие соревновательного начала в играх, использование различных символических сигналов по
окончанию игры;
• Возможность продолжить незаконченную игру при следующей встрече и использовать одной игровой сюжет по выбору ребенка на нескольких занятиях.
Результатом коррекционной работы с использованием режиссерских игр на песке становится постепенное развитие творческой активности. Затем у детей развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно разрешать возникающие конфликты. Все это позитивно влияет в целом на уменьшение различных нарушений в поведении детей и на снижение частоты и интенсивности агрессивных проявлений в течение дня в группе детского сада.
Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.
Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.
Слайд 8
Важные принципы:
Добровольность. Ребенок играет по своему желанию.
Активность ведущего взрослого.
Взрослый в роли
организатора, и непосредственного участника игры в образе какого-либо персонажа. Однако, активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка.
Предупреждение открытых конфликтов между детьми. Взрослому необходимо быть внимательным и проявлять терпение, чтоб не было агрессивных проявлений в поведении детей. Управлять игровой ситуацией, быть настойчивым –справляться с трудностями и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.
Безоценочность.
В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей
Безопасность.
Существует строгий запрет на то, чтобы дети причиняли боль друг другу, для чего необходима организация свободного и удобного игрового пространства и отсутствие в помещении мебели, которая могла привести к травмам.
Слайд 9
Вариант Принципы:
Принцип творчества, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует
себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка.
Принцип гуманизации предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения ориентируясь на личность ребенка.
Принцип рефлексивности означает готовность и способность ребёнка творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи;
Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей).
Слайд 10Простота
Красота
Пластичность
Популярность
Борьба со стрессом
Внедряемость
Почему эффективно?
Слайд 11Задачи технологии песочной терапии
Технологии песочной психотерапии многофункциональны.
Они позволяют психологу решать следующие
задачи:
Диагностические
Коррекционные
Терапевтические
Творческого развития
Слайд 12Нужно
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и
др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.
Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Данная душевная патология опасна тем, что влечет за собой большое количество комплексов у ребенка при вступлении его во взрослую жизнь. Песочная психотерапия при этом поможет по максимуму скорректировать самооценку депрессивной маленькой особы.
Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения.
Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву".
Слайд 13Нужно
Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной:
она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний.
Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.
Повышенная тревожность. Ребенок может иметь определенные фобии, что не является отклонением от нормы даже в жизни взрослого человека. Однако подобное попустительство к озвученной проблеме со стороны родителей может закончиться неврозом и нервными тиками у детей, которые начинают интенсивно культивировать свои тайные страхи.
Депрессия. В некоторых ситуациях подобное подавленное состояние может привести даже к суицидальным мыслям. Следовательно, успокаивающая песочная психотерапия поможет детям избавиться от озвученной проблемы.
Слайд 14Нужно
Неадекватное поведение. Довольно часто дети позволяют себе демонстрировать свой прямой протест
на диктат со стороны взрослых. Однако не всегда малыши или подростки соблюдают рамки дозволенности, которые переходить не следует посредством манипуляций в виде истерик и провокаций для достижения желаемого результата.
Конфликт с социумом. При озвученной проблеме сложные отношения могут сформироваться как со взрослыми, так и детьми. Ребенок в некоторых случаях вступает в конфронтацию с родителями, представителями педагогического коллектива или ровесниками.
Насилие над ребенком. Данная психологическая травма может образоваться вследствие морального или сексуального давления на еще не сформировавшуюся маленькую личность. Одной песочной терапией во многих случаях не обойдешься, но в виде сопроводительной коррекционной методики она очень пригодится.
Слайд 15Нужно
Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста.
Часто
маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.
Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.