Слайд 1Из опыта работы начальной школы
Слайд 2Общие положения ФГОС
В основе
Стандарта лежит
системно-деятельностный подход,
который предполагает:ориентацию на
результаты образования,
где развитие личности обучающегося на основе усвоения
универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования
Слайд 3Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения –
повышение качества образования,
достижение новых образовательных результатов
Основная задача школы – дать хорошие
прочные ЗНАНИЯ
«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
Слайд 4Стандарт для детей:
изменился характер
деятельности учащихся –
исследовательский,
творческий,
продуктивный.
Слайд 5«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто
силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».
Шалва
Амонашвили
Слайд 6Стандарт для учителей:
возрос интерес к ученику,
семье, мнению о себе;
активизировалось стремление
к повышению квалификации,
своего профессионального уровня,
освоению новых технологий
и средств обучения
Слайд 7Стандарт для родителей:
повысилась заинтересованность
и участие родителей
в образовательной
и воспитательной
деятельности; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям
самим продолжать учиться.
Слайд 8Совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса- это…
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Слайд 9Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
Чему
учить?
Зачем
учить?
Системно-деятельностный подход
смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
формирование универсальных способов действий
Слайд 10Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
Метапредметные УД
Слайд 11.
Личностные УД
Система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе
Слайд 12Предметные УД
Конкретные элементы социального опыта — знания, умения и навыки, опыт решения проблем,
опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета
Слайд 13ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация
границы
собственного
знания и «незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация
на выполнение
морально-нравственных норм;
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Слайд 14
это совокупность способов действий обучающегося,
которая обеспечивает его способность
к самостоятельному
усвоению новых знаний,
включая и организацию самого
процесса обучения.
УУД – универсальные учебные действия
Слайд 15ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
ЛОГИЧЕСКИЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ
Слайд 16Личностные УУД
Самоопределение
Нравственно-этическая
ориентация
Личностные УУД
Смыслообразование
Я САМ!
Слайд 17Регулятивные УУД
Целеполагание
Саморегуляция
Планирование
Оценка
Прогнозирование
Коррекция
Контроль
Я МОГУ!
Слайд 18Общеучебные
универсальные
действия
«Ищу и нахожу», «Читаю, говорю и понимаю»
Знаково-
символические
действия
Логические
действия
Постановка
и решение
проблемы
Познавательные УУД
Умеешь учиться -
умеешь всё!
Слайд 19Коммуникативные УУД
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Умение
выражать
свои мысли
Управление
поведением
партнёра
МЫ ВМЕСТЕ!
Разрешение
конфликтов
Слайд 21Под рабочей программой понимается программа по учебному предмету (курсу), которая самостоятельно
разрабатывается учителем (группой учителей):
- применительно к конкретному классу (параллели классов);
-на основе примерной программы;
- с учётом особенностей региона.
Слайд 22Структура рабочей программы
титульный
лист
личностные,
метапредметные
и предметные
результаты
описание
материально-
технического
обеспечения
образовательного
процесса
пояснительная
записка
тематическое
планирование
содержание
учебного
предмета
Слайд 23Личностные, метапредметные и предметные результаты
Слайд 24В тематическом планировании:
раскрывается последовательность изучения
распределяется время между разделами и темами по
их значимости;
распределяется время, отведенное на проведение контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.
Слайд 25Приступая к работе над рабочей программой конкретной дисциплины, рекомендуется:
учесть, как
будет отражено в ежедневном планировании освоение УУД
за основу тематического планирования взять планирование, предложенное в «Примерных программах…»
с учетом УМК ,по которому работает педагог, дополнить раздел «Характеристика деятельности учащихся»
ввести в календарно-тематическое планирование раздел «Универсальные учебные действия» (УУД), конкретизируя в нем выполнение требований из раздела «Характеристика деятельности учащихся».
Слайд 26Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
отражает перечень
необходимого материально-технического оснащения в соответствии с требованиями ФГОС, основную и дополнительную учебную литературу, учебные и справочные пособия, учебно - методическую литературу, перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов.
учебно-программные
учебно-теоретические
учебно-практические
учебно-методические
учебно-справочные
учебно-наглядные
учебно-библиографические пособия.
Слайд 27Что такое современный урок
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.»
В.А. Сухомлинский
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, Мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
Слайд 28Так что же такое современный урок?
Урок – познание, открытие, деятельность, противоречие,
развитие, рост, ступеньки к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Слайд 29Уроки деятельностной направленности
Урок – это форма организации обучения группы учащихся одного
возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.
Такие уроки по целеполаганию делятся на 4 группы, каждый из которых имеет свои цели.
Слайд 30
1. Уроки «открытия» нового знания
2. Уроки рефлексии
3. Уроки общеметодологической направленности (систематизация
знаний)
4. Уроки развивающего контроля
Слайд 31Современная структура урока в рамках ФГОС
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
Учебная задача
Учебные действия
Действия самоконтроля и самооценки
Учебная задача- цель , которую ставит перед собой ученик (Чему? Зачем?)
Учебное действие- система существенных признаков, понятия или алгоритм( Как?)
Самоконтроль- определение правильности выполненного действия (Правильно?)
Самооценка- определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?)
Слайд 32Деятельность учителя и учащихся на этапах современного урока
Объявление темы урока ---
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит к осознанию темы)
Сообщение целей и задач --- Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит к осознанию целей и задач)
Планирование --- Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность --- Учащиеся осуществляют УД по намеченному плану. Применяются групповой, индивидуальный методы
(учитель консультирует)
Осуществление контроля --- Учащиеся осуществляют контроль (учитель консультирует)
Осуществление коррекции --- Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)
Оценивание учащихся --- Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам. Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей
( учитель консультирует)
Итог урока --- Проводится рефлексия
Домашнее задание --- Учащиеся могут выбрать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей
Слайд 33Критерии эффективности современного урока:
открытость
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить
к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность
Развитие личности
Обучение
через
открытие
Слайд 3410000 уроков
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за
околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется…
Слайд 35Холодный-
Антонимы – слова c противоположным значением.
жаркий
Слайд 37Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам.
Ходит длинный,
Пасть
с клыками
Ноги кажутся столбами.
Как гора огромный он.
Ты узнал, кто это ...?
Слайд 38 Новые понятия
САВАННА
Африка
Индия
тропические леса
Слайд 45Давайте попробуем сказать ученику:
«Ты молодец! Отлично!»
Слайд 47Большой – для меня это важно и интересно…
Указательный – я получил
конкретные рекомендации…
Средний – мне было трудно (не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было не достаточно…
Слайд 48Восприимчивость педагогов к новому
Слайд 491.Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с
учетом индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?
Слайд 50
2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
Слайд 51
3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической
Слайд 524. Вы сотрудничаете с методистами?
Слайд 535. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?