Слайд 1
Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Документация
воспитателя.
Слайд 2
Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?
Слайд 3Воспитатель сам
должен быть воспитан
Слайд 4
ЗОЛОТЫЕ ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Предъявляя требования
к ребенку, ясно их себе представляйте, объясните их ребенку, узнайте его мнение.
Не контролируйте каждый шаг ребенка, предоставляйте ему самостоятельность.
Не подсказывайте готового решения, покажите ребенку разные варианты, обсудите с ним правильные и ложные шаги к цели.
Не пропустите момента, когда у ребенка достигнут первый успех.
Если ребенок ошибся, укажите ему на это и дайте возможность осознать причину.
Оценивайте поступок, а не личность, дайте ребенку возможность ощутить ваше участие.
Не делите детей на хороших и плохих, помните правило «золотой середины.
Повышайте престиж профессии воспитателя.
Слайд 5Законодательные и нормативно-правовые документы, внутренние локальные акты учреждения
Конвенция о защите прав
человека
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ;
Трудовой Кодекс РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральные и региональные программы образования;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
региональные нормативно-правовые документы;
нормативно-правовые документы вышестоящих организаций;
локальные акты ДОУ (устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор, должностная инструкция)
Слайд 6
Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
календарный план воспитательно-образовательной работы,
табель посещаемости детей.
Слайд 7Рекомендуемая документация
1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:
Служебные и должностные инструкции:
1.1. Должностная инструкция
воспитателя дошкольных групп.
1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.
1.3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
1.4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
2. Общие сведения о группе:
2.1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ).
2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года).
2.3. Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках).
2.4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей).
2.5. Сведения о детях и их родителях.
3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
3.1. Основные направления работы и годовые задачи МБДОУ на текущий год.
3.2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем .
3.3. Перспективное планирование по разделам программы.
3.4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
3.5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).
Слайд 8
Какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования
и какой все-таки план нужен сегодня нашему дошкольному образовательному учреждению?
Слайд 9
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Слайд 10План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от
самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития
Слайд 11План — это прежде всего целеполагание
Слайд 12План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая
ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
Слайд 13План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с
детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание.
Слайд 14Необходимые условия успешного планирования:
твердое знание программы;
воспитатель должен хорошо знать детей
своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития;
успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее;
совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе
Слайд 15В основе любого планирования лежат следующие принципы:
учет конкретных педагогических условий, возрастного
состава группы, уровня развития детей;
взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий.
Слайд 16Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах
случаи отсутствия у
воспитателей планов работы;
вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;
перегруженность (недогруженность) планов;
отсутствие дат;
расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;
отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение);
пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;
календарные планы представлены в виде перспективных;
нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;
нет сноски на литературу, страницу;
не прописывается индивидуальная работа с детьми.
Слайд 17Технология разработки календарных планов
Общий алгоритм — канва.
Начинать написание плана с режимных
моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).
Соответствие программно-методическому обеспечению.
Включать все виды деятельности.
Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры
Слайд 18Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:
Должен быть определен оптимальный
вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
Учтены время года и погодные условия.
Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной
деятельности детей.
Слайд 19Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Титульный лист
Список детей
группы
План работы с родителями
Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)
Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Планирование самостоятельной деятельности детей
Планирование гимнастик
Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности
Рекомендации специалистов
Слайд 20Задачи и содержание работы воспитателя
Организация жизни и воспитание детей,
Обучение на
занятиях.
Слайд 22План работы с родителями
родительские собрания,
консультации (индивидуальные, групповые),
семинары-практикумы,
тематические выставки,
эпизодические беседы с
родителями,
клубы по интересам,
совместные праздники,
развлечения и досуги,
анкетирование,
родительские посиделки,
экскурсии,
туристические походы,
участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Слайд 23Структура написания занятия
Вид занятия.
Тема.
Источник (с указанием автора и
страницы).
Слайд 24Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Утренний отрезок времени.
Прогулка.
Вечерняя прогулка
Слайд 25Основные «необходимости» каждого дня:
индивидуальный диалог с каждым ребенком;
совместная двигательная деятельность (на
улице, в группе);
чтение или рассказывание;
дидактические упражнения, развивающие игры;
творческие игры;
наблюдения (в группе, на воздухе);
психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
труд (различные виды);
художественно-продуктивная деятельность;
музыка;
познавательная пятиминутка.
Слайд 26Планирование утреннего отрезка времени
Слайд 27Утренний отрезок времени включает
Слайд 28Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий,
получить максимальный положительный заряд.
Слайд 29Общепринятая структура прогулки
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие,
то прогулка начнется с наблюдения.
Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Слайд 30Виды наблюдений:
Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).
Наблюдения за живой природой (цветы,
деревья, кустарники).
Наблюдения за транспортом.
Наблюдения за живым объектом.
Наблюдения за трудом взрослых.
Слайд 31Примерная структура:
спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
затем подвижные игры с элементами
спорта, спортивными развлечениями;
трудовая деятельность детей.
Слайд 32Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:
Учет возрастных особенностей
детей.
Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.
Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.
Слайд 33Смешанное использование разных способов организации.
Индивидуальная работа по физвоспитанию
Спортивные игры
Сюжетно-ролевые
игры.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук
Слайд 34Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить
с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
«Угадай на ощупь».
Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
Скрепление деталей разнообразными способами.
Мозаики из различных материалов, пазлы.
Игры с водой, с песком.
Работа с «печатками» разнообразных форм.
Рисование под проговаривание текста.
Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
Игры с веревочкой.
Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом
Слайд 35Элементарная трудовая деятельность
Хозяйственно-бытовой труд.
Труд на природе.
Формы организации трудовой деятельности могут
быть как фронтальные, так и подгрупповые.
Слайд 37Планирование второй
половины дня
уборка групповой комнаты;
ремонт книг, пособий, настольно-печатные игры;
стирка кукольного
белья, носовых платков, лент;
изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
Слайд 38Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем,
научим):
Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи-добавлялки, загадки, каламбуры, песенки).
Для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Детям читают сказки, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности.
Рифмованные правила поведения безопасности.
Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.
При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстника, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.
Экскурсии, целевые прогулки.
Продуктивные виды детской деятельности — изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.
Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах).
Тренинги (игровые).
Слайд 39Ознакомление детей с художественной литературой
Художественные тексты для длительного чтения и их
последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы.
Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю — месяц.
Слайд 40Организация работы по театрализованной деятельности:
Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние
часы в нерегламентированное время.
Театрализованная деятельность, может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности
Театрализованная деятельность, может быть запланирована как специальное занятие.
Виды театрализованной деятельности:
Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.
Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.
Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Отдельные упражнения по этике.
Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Слайд 41Виды совместной деятельности детей и воспитателя:
Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.
Подвижные игры,
сопровождаемые литературным текстом или песней.
Подвижные игры со звукоподражаниями.
Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе», «Ловишка из круга», Найди себе пару», «Мяч в кругу»).
Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух», «Прятки» и другие).
Беседы.
Викторины, конкурсы с речевым материалом.
Игры с природным материалом.
Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.
Игры-эксперименты (Например: тонет — не тонет, бьется — не бьется, катится — не катится).
Слайд 42Коммуникативная компетенция ребенка
Специальные речевые занятия.
Дидактические игры и упражнения с парным взаимодействием.
Игры
с передачей по кругу мяча, картинок.
Игры «Живые слова», «Телефон».
Игры-драматизации.
Беседы с детьми.
Народные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Этюды, импровизации.
Наблюдения, прогулки, экскурсии.
Рассматривание рисунков и фотографий.
Свободное и тематическое рисование, лепку.
Чтение художественных произведений.
Рассказы педагога и рассказы детей.
Сочинение историй.
Мини-конкурсы, игры-соревнования.
Слайд 43Планирование гимнастик
Утренняя гимнастика
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Зрительная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика после сна
Сопряженная гимнастика
Гимнастика мозга
Слайд 44 Мероприятия по безопасности
План коррекционно-педагогической и социально-психологической работы с детьми.
План оздоровительно-воспитательной
работы с детьми на летний период.
Модели и варианты режимов двигательной и интеллектуальной активности для детей от 2 до 7 лет