Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Панинская основная общеобразовательная школа"
Спасского муниципального района Рязанской
области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Реализация регионального компонента в преподавании русского языка в условиях ФГОС на уровне начального общего образования»
Баурова Елена Александровна учитель начальных классов
I квалификационной категории
Слайд 2«Воспитание любви к родному краю, к родной речи –
задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать»
Д.С.Лихачев
Слайд 3Объект исследования: инновационный подход к внедрению регионального компонента в преподавании русского
языка в начальных классах в свете ФГОС НОО.
Предмет исследования - методика обучения русскому языку средствами краеведческого материала в процессе исследовательской, познавательной деятельности.
Слайд 4Новизна опыта
Новизной данного опыта является перестройка планирования уроков с учётом регионально
- национального компонента, осмысление вклада региона в историю России.
Предложены:
конкретные мероприятия урочной и внеурочной деятельности ;
привлечение большого объёма справочной литературы,
самостоятельная познавательная деятельность учащихся,
различные формы уроков и внеклассных мероприятий
Слайд 5Основная цель проекта:
создание комплексной системы работы по реализации культуроведческого аспекта
в процессе преподавания русского языка в условиях ФГОС НОО посредством введения национально-регионального компонента.
Слайд 6В своей работе я использовала следующие методы исследования:
- изучение учебно-методической и
психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов об образовании;
- анализ учебников и школьной программы по русскому языку в начальной школе;
- наблюдение за учащимися, ежедневная рефлексия и опрос обучающихся, анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей.
Слайд 7Исследования показали
появилась необходимость усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении
родному языку с учетом регионального компонента, то есть использовать краеведческий материал Рязанского края.
Слайд 8Рязанский край...
Чудесней не бывает
Красы лугов, лесов, полей и рек,
Родной земли, родного
сердцу края,
Любимого, желанного навек.
Л Чернецова
Слайд 9Применение регионального компонента позволяет мне:
обогащение учащихся новыми знаниями о родном крае,
расширение кругозора;
способствование формированию высоконравственной личности;
стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;
4) применять современные образовательные и воспитательные технологии;
4) повышать познавательный интерес к обучению;
создание условия для сотрудничества ученика и учителя;
6) разработка занимательного дидактического материала на основе применения технологии интерактивного обучения.
7) воспитывать положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде, малой родине.
Слайд 10Структура работы
Региональный компонент
Изучение особенностей быта, истории, культуры родного края
Включение местного материала
на уроках
Подбор краеведческого материала
Внеклассная работа с использованием краеведческого материала
Организация исследовательской деятельности
Слайд 11Использую следующие методы:
- репродуктивный;
- проблемно-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- коммуникативный, опирающийся на живое
общение.
Слайд 12На уроках русского языка включаю:
- тексты поэтов, ученых, деятелей культуры
Рязанской области;
- тексты краеведческого характера;
- вещественные источники - картины, фотографии, рисунки, предметы старины и быта;
- загадки, викторины, кроссворды по краеведению;
- презентации, составленные учащимися школы о родном крае.
Слайд 13Включение местного материала даёт мне возможность проводить такие уроки как:
- урок-экскурсия,
- урок - игра,
- урок - путешествие,
- устные журналы,
- творческие работы по развитию речи и т.д.
Слайд 14Приемы и формы краеведческой работы на уроке я использую следующие:
-
«поэтические пятиминутки»,
составление предложений,
анализ текстов,
чтение и анализ стихов,
сообщения учащихся,
изучение своей семьи, профессии родителей.
Слайд 15Виды работы на основе материала региональной направленности:
словарная работа;
выборочные и распределительные
диктанты;
лексическая работа;
работа с деформированным текстом;
работа с различными источниками информации;
творческая работа;
работа с проектом.
Слайд 16В своей практике применяю педагогические технологии:
личностно-ориентированное обучение;
проблемное обучение;
проектная технология;
ИКТ технология
Слайд 17Для более эффективного изучения материала провожу внеклассную работу.
Слайд 22Формы работы с родителями
Экскурсии, походы
Выставки
Совместные праздники
Родительские собрания
Беседы, консультации
Взаимодействие с родителями при
реализации
национально-регионального компонента.
Слайд 23Полученные результаты
1). Наличие у ученика положительного мотива к изучению русского языка.
2).
Вызван эмоциональный отклик у детей
3). У учащихся заметно повысился познавательный интерес к истории Рязанского края, образу жизни народов нашего региона, своей Родины.
4). Умение работать с научно – популярной, справочной и художественной литературой.
5). Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
Слайд 24Вывод
Использование краеведческого материала в системе уроков русского языка способствует не только
развитию культуры речи обучающихся, но и эффективному усвоению изучаемого на уроке языкового или орфографического материала, воспитанию эмоционально-ценностного отношения к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству».
Слайд 25«Знание родного языка – наша сила и величие Родины»
Ф.А. Щербина