Слайд 1
Выполнила
Туманова О.В.
Педагогические способности.
Формирование педагогических способностей.
Слайд 2Актуальность
Профессия Учителя, Педагога, так же как профессия врача, является
одной из древнейших. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков тысяч профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.
Слайд 3Исследователи
Отечественные исследователи педагогических способностей в 60-е годы выделили целый набор этих
способностей.Так, Н. Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:
-Способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
-Способность понимать обучающихся, базирующаяся на наблюдательности;
-Самостоятельный и творческий склад мышления
-Находчивость или быстрая и точная ориентировка;
-Организаторские способности, необходимые как для "обеспечения систем работы самого педагога, так и для создания хорошего коллектива.
Слайд 4Педагогические
способности-
Развивая и детализируя содержание этих пяти основных способностей, объединив которые,
получим такие их группы. Способность делать учебный материал доступным обучающимся и способность связывать учебный материал с жизнью образуют одну как бы собственно дидактическую группу «передачи знаний в краткой и интересной форме». Понимание педагога обучающего, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к детям — это вторая группа способностей, связанных с рефлексивно-гностическими способностями человека. Педагогически волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогический такт, способность организовать детский коллектив — это, как бы сейчас назвали интерактивно-коммуникативные способности.
Слайд 5ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СПОСОБНОСТИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
АКАДЕМИЧЕСКИЕ
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ
РЕЧЕВЫЕ
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ
АВТОРИТАРНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
Слайд 6ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его
доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
Академические способности —способный педагог знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.
Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности обучающихся, связанном с представлением о том, что из воспитанника получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Слайд 7ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир , воспитанника,
психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучающегося и его временных психических состояний.
Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.
Слайд 8 Авторитарные способности — способность не посредственного эмоционально-волевого влияния на обучающихся и
умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта педагога и т. д.)
Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к обучающимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Слайд 9ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ
«Процесс развития способностей человека есть процесс развития человека. ...Освоение человеком,
определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития — развития умственных способностей».
Слайд 10ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Наиболее развернутое определение способностей было дано Б. М. Тепловым. Способности-индивидуально-психологические
особенности человека,проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Способности, согласно , не сводятся к навыкам и умениям,а отличают одного человека от другого в отношении успешности выполнения определенной деятельности.
Слайд 11 Признаки способностей: во-первых, специфическую чувствительность к объекту, средствам и условиям педагогического
труда, во-вторых, специфическую чувствительность к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности обучающегося.
В соответствии со сказанным, в педагогических способностях мы выделили два взаимосвязанных уровня: рефлексивный (перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обусловливают интенсивность формирования чувственного опыта личности педагога); проективный (проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект-субъект — обучающегося, на его потребность в развитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональном становлении).
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Слайд 12
СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности:
«чувство объекта» ;
2)
«чувство, меры или такта»;
3) «чувство причастности» .
Педагог может сформировать у обучающегося только то, чем обладает сам. Поэтому формирование искомых способностей у обучающихся предполагает достаточно высокий уровень их сформированности у педагогов, обеспечивающий выработку соответствующих педагогических стратегий воздействия.
Слайд 13Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об обучающихся, позволяющей использовать «созидающее»
внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность обучающегося в саморазвитии и самоутверждении.
Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям обучающегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накапливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее», внушение.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Слайд 14В процессе профессионального обучения у будущих специалистов формируются знания в разных
областях наук. Но эти знания не сводятся к приобретению рецептов и алгоритмов на все случаи жизни. Конкретные решения в конкретных ситуациях принимает сам педагог. Одна из важнейших задач подготовки педагогических кадров — это развитие их творческого потенциала. В основе успешного осуществления педагогической деятельности лежит творчество. Без развития творческих способностей, возможностей педагога разговор о его профессиональном мастерстве лишен всякого смысла.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Слайд 15ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Каждая деятельность предполагает конкретную цель. Способность достичь ее
формирует чувство уверенности в своих силах. Для обучающегося - это успешное овладение учебным материалом, для педагога - чувство профессиональной компетентности. Именно взаимный успех в совместной деятельности формирует чувство собственной значимости, компетентности, что очень важно для положительной Я-концепции, как самому педагогу, так и обучающемуся, причем это имеет пролонгированные последствия. Позитивная самооценка педагога придает ему уверенность, в большей мере способствует раскрытию не только собственных креативных возможностей, но и способствует в большей мере раскрытию таковых у обучающихся.
Слайд 16 Успех овладения профессиональными основами мастерства во многом зависит от направленности
личности, ее интересов, потребностей. Это тот потенциал, который будет определять меру готовности специалиста воспринимать учебный процесс и активно в нем участвовать.
Любая профессия, предполагающая работу с людьми, предъявляет требование творческого подхода в каждой конкретной ситуации.
Формирование педагогических способностей
Слайд 17
Давно доказано, что педагогические способности формируются в деятельности.
Исследования позволили сделать вывод,
что в процессе деятельности способности не только формируются, но и деформируются, если мы не знаем их сущности, не владеем технологиями их развития и совершенствования.
Формирование педагогических способностей
Слайд 18Связь индивидуальных особенностей и способностей
Индивидуально-психологические особенности субъекта педагогической деятельности внутренне связаны
со способностями человека — одной из его характерных черт. По авторитетному утверждению и В. Д. Небылицына, хотя «способности человека формируются по специфическим психологическим закономерностям, а не заложены в свойствах нервной системы, то, конечно, процессы обучения будут протекать иначе у лиц с высокой и низкой динамичностью нервных процессов, а музыкальный слух будет иначе формироваться у лиц с нервной системой высокой и низкой чувствительности».
Слайд 19Связь индивидуальных особенностей и способностей
При этом сами способности рассматриваются в психологии
по-разному: способности и задатки не различаются; задатки суть психофизиологические предпосылки способностей; способность есть ансамбль свойств, включающих эмоционально-волевые особенности и систему отношений; способность как определенная совокупность знаний; способность как возможность, предпосылка деятельности, успешности ее выполнения.
Слайд 20Заключение
В педагогической деятельности для гармонии проявления педагогических способностей необходим контроль за
своим эмоциональным состоянием, и в этой связи крайне важны волевые проявления эмоциональной устойчивости. Педагогические способности проявляются, интегрировано, дополняя или компенсируя друг друга. Они безусловно взаимосвязаны.
Таким образом, в общих требованиях к духовно-нравственной готовности и деятельностной состоятельности педагога отражаются специфика профессиональной деятельности и индивидуальные особенности личности педагога.