Слайд 1Урок литературного чтения
провела учитель начальных классов МБОУ «СОШ №40»
Абозина Юлия Владимировна
Слайд 2.
Проверка домашнего задания.
Слайд 3Творчество И.А.Крылова
В каждой
стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов.
Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 г. , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844 г. в Санкт- Петербурге
Слайд 4 Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему
не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его басни вышла когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.
Слайд 5 Верные и неверные утверждения
ДА
ДА
ДА
ДА
ДА
ДА
НЕТ
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Слайд 6БАСНЯ (ПО В.И. ДАЛЮ) - ВЫМЫШЛЕННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, ВЫДУМКА, РАССКАЗ ДЛЯ ПРИКРАСЫ,
РАДИ КРАСНОГО (БАСКОГО) СЛОВЦА; ИНОСКАЗАТЕЛЬНОЕ, ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ, ПОБАСКА, ПОБАСЕНКА, ПРИТЧА, ГДЕ ПРИНЯТО ВЫВОДИТЬ ЖИВОТНЫХ И ДАЖЕ ВЕЩИ СЛОВЕСНЫМИ).
Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
Определение
Слайд 7
- лесть
-ложь
-глупость
-лень
-безнравственность
-невежество
-хвастовство
Басни высмеивают:
Слайд 8-дружбе
-трудолюбию
-усердию
-честности
-доброте
-отзывчивости
-благородству
-благодарности
-добывать знания
Чему учат басни:
Слайд 9
«Ворона и лисица»
И.А. Крылов
Слайд 11Глупая, доверчивая.
Верит, слушает, каркает.
Вороне нравятся льстивые слова.
Простофиля.
Хитрая, коварная.
Обманывает, льстит, лукавит.
Лисица всегда
добивается своего.
Плутовка.
Лисица
Ворона
Синквейн
Слайд 13ворона нашла кусочек сыру;
лиса близёхонько бежала;
ворона каркнула;
лисица говорит сладкие слова вороне;
плутовка
подходит на цыпочках;
лисица схватила сыр и убежала;
сыр выпал.
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
Перевёрнутые цепочки.
Слайд 14ворона нашла кусочек сыру;
лиса близёхонько бежала;
плутовка подходит на цыпочках;
лисица говорит сладкие
слова вороне;
ворона каркнула;
сыр выпал.
лисица схватила сыр и убежала;
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
Перевёрнутые цепочки.
Слайд 15.
Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях
больше знать,
Но люди шли смотря себе под ноги,
На улице был дождь, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованны и сжаты.
А ведь внутри они совсем не те…
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу надо в жизни помогать.
Папа – Ю.П.Лермонтов
Мама – М.М.Арсеньева
Бабушка –Е.А.Арсеньева
Слайд 27Творческая работа по литературному чтению
Слайд 29
Место дуэли Лермонтова в Пятигорске в наше время.
Место дуэли М.Ю.Лермонтова у подножия горы Машук г.Пятигорск
Слайд 30Памятник
М.Ю.Лермонтову
в центре
г. Пятигорска.
Слайд 31.
Исследовательская работа по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Утес»
Слайд 32Цель исследования:
Доказать, что стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес» - это не только красивое
описание природы, но «зашифрованное» рассуждение о межличностных отношениях.
Слайд 33Чтение стихотворения.
Утес.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса- великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса . Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 34.
Что вы можете сказать об этом произведении?
Какие чувства оно у вас
вызвало?
Слайд 36Словарная работа.
Утес – высокая гора.
Лазурь – светло – синий свет, синева.
Слайд 37Анализ прочитанного.
От чьего лица написано произведение – автора или рассказчика?
Сколько героев
в стихотворении?
Кто главный герой?
Почему?
Слайд 38.
Почему тучка золотая?
Что за грудь у утеса?
Почему туча убежала, играясь?
Что
значит по лазури?
Что за морщинка у утеса?
Почему остался влажный след?
Слайд 39.
Вывод:
Стихотворение – это не пособие по природоведению. Его образный язык помогает
нам представить этот старый изрезанный расщелинами утес, лучи заходящего солнца, маленькую тучку, сверкающее голубое небо, почувствовать порывы утреннего ветра.
Слайд 40Гипотеза:
Описывая природу, Лермонтов подразумевал и межчеловеческие отношения.
Слайд 41.
У поэзии есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова,
которые живут сразу и одновременно двойной жизнью. Например, мы видим и пейзажную зарисовку, и одновременно угадываем в ней рассказ о человеческих отношениях.
Слайд 42.
Что такое строфа?
Сколько строф в стихотворении?
Что такое строка?
Сколько строк в каждой
строфе?
Как называются такие строфы?
Слайд 43Анализ 1 четверостишия.
Чтение по «цепочке».
О чем говорит Лермонтов в этом четверостишии?
Дайте словестную характеристику тучки. Найдите слова в тексте.
Почему поэт назвал утёс «великаном»?
С каким настроением нужно читать это стихотворение?
Слайд 44Анализ 2 четверостишия.
Чтение спринт.
О чем идет речь в четверостишие?
С кем сравнивает
Лермонтов утеса?
Прочитайте строки, в которых говорится о том, что утес одинокий, что ему очень плохо.
Слайд 45Работа над всем стихотворением.
После посещения тучки, как чувствовал себя утес?
Найдите в
стихотворении слова, подтверждающие ваши ответы.
В чем особенность стихотворения?
Закройте глазки, погладьте их. Представьте на миг, что вы композиторы.
Какую музыку вы сочинили бы к этому стихотворению?
Слайд 46Прослушайте два музыкальных произведения.
Подумайте, какое из них подошло бы к нашему
стихотворению.
Слайд 47Работа над образами в стихотворении.
Какие два образа запомнились вам?
Дайте характеристику утёсу,
тучке, используя данные слова:
золотая шаловливая
одинокий свободная
легкая мрачный
игривая беспечная
старый
Слайд 48Итог урока.
С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?
Каким же был поэт,
как вы это поняли из его произведения?
С кем себя сравнивает поэт? Почему?
Почему он был одинок?
Когда человек может почувствовать себя одиноким?
Как вы думаете, мы добились цели исследования?
Слайд 49Рефлексия.
Разукрасьте лежащие у вас на столе тучки.
Понравилось – голубая тучка.
Не понравилось
– серая тучка.
С каким настроением уйдете с урока? Покажите свои тучки.