Презентация, доклад на тему Освоение детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Содержание

В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур.В познании геометрических фигур детьми дошкольного возраста принято выделять три этапа:• геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме

Слайд 1Free Powerpoint Templates
Освоение детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Free Powerpoint TemplatesОсвоение детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Слайд 3В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов

(объектов) и геометрических фигур.

В познании геометрических фигур детьми дошкольного возраста принято выделять три этапа:
• геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме (в 3—4 года);
• в 4—5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирически (опытным путем);
• в 5—6 лет геометрические фигуры дети воспринимают в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.

В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур.В познании геометрических

Слайд 4Для детей 2—3-х лет основной опознавательный признак фигуры — поверхность, плоскость.

Они берут фигуру в руки, манипулируют; проводят рукой по плоскости, как бы пытаясь обнаружить предметную основу.

В этом возрасте дети выделяют среди других и называют отдельные геометрические фигуры, пользуясь словами «кружок», «кубик», «шарик». Или сравнивают форму реального предмета с геометрической и пользуются выражениями «Это — как кубик», «Это — как платочек». Как правило, они «опредмечивают» геометрические фигуры, называя их «крышей», «платочком», «огурцом» и т. д.
Освоение формы предметов и геометрических фигур проходит в этом возрасте в активной деятельности. Дети кладут один кубик на другой, сооружая башню, укладывают предметы в машины; катают фигуры, перекладывают; составляют ряды.

Для детей 2—3-х лет основной опознавательный признак фигуры — поверхность, плоскость. Они берут фигуру в руки, манипулируют;

Слайд 5Дети 3—4-х лет начинают отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их

форму. Называя фигуры, говорят: «Треугольник — как крыша», «Платочек — как квадратик».
Дети 3—4-х лет начинают отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Называя фигуры, говорят: «Треугольник —

Слайд 6Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путем, стараясь провести рукой по контуру. При

этом охотно проговаривают понравившиеся им слова, выражения. Начинают воспринимать структурные элементы геометрических фигур: углы, стороны. При восприятии фигур абстрагируются от цвета, размера, выделяя их форму. Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым, его взгляд не сосредоточивается на контуре или плоскости. В силу этого дети часто путают похожие фигуры: овал и круг, прямоугольник и квадрат.
Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путем, стараясь провести рукой по контуру. При этом охотно проговаривают понравившиеся им слова,

Слайд 7Дети 4—5 лет успешно обследуют геометрические фигуры, проводя указательным пальцем по

контуру. При этом они, как правило, называют структурные компоненты: вершины, стороны, углы. Прослеживают движением руки линии, образующие углы; обнаруживают точки пересечения линий. Обследование становится точным и результативным.

Как правило, в этом возрасте у детей складываются образы фигур — эталонные представления о них. Они начинают успешно определять сходства и различия форм предметов с геометрическими фигурами; пользоваться сложившимися у них эталонами с целью определения любой неизвестной формы; отображать формы в продуктивной деятельности.

Дети 4—5 лет успешно обследуют геометрические фигуры, проводя указательным пальцем по контуру. При этом они, как правило,

Слайд 8В 5—6 лет дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры. Осязательно-двигательное

обследование становится ненужным. В процессе зрительного восприятия они фиксируют контур и на этой основе включают фигуру в определенную группу, выделяют виды фигур, классифицируют, упорядочивают и систематизируют предметы по форме.
В 5—6 лет дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры. Осязательно-двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного

Слайд 9Опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур накапливается детьми в играх

с предметами и мозаиками, в процессе манипулирования разнообразными геометрическими фигурами, при составлении «картинок» на плоскости, в ходе сооружения построек из строительного материала, создания конструкций из модулей и т. д. В играх с влажным песком дети успешно овладевают формообразующими действиями.

В старшем дошкольном возрасте преобладает зрительное распознавание фигур и их отличительных признаков, словесная характеристика формы предметов и геометрических фигур.
Итак, восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигательным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы.
Например, круглая — нет углов; четырехугольник — у него есть стороны, углы и вершины.
Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.

Опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур накапливается детьми в играх с предметами и мозаиками, в процессе

Слайд 10Использование логических блоков Дьенеша и разнообразных игровых упражнений с ними, разноцветных

модулей помогает маленькому ребенку ориентироваться в многообразии свойств предметов. Имея необходимый опыт, дети на основе соотнесения предметов по форме, форме и цвету, размеру и форме создают несложные конструкции практического назначения. Все игровые и результативные действия сопровождаются словами: такой же, не такой, как.., другой, первый, последний и т.д. Это помогает детям определить идентичность предметов либо различия в их свойствах.
Использование логических блоков Дьенеша и разнообразных игровых упражнений с ними, разноцветных модулей помогает маленькому ребенку ориентироваться в

Слайд 12Дети привлекаются к участию в опытно-экспериментальной деятельности: катают шары и цилиндры;

изменяют формы, вылепленные из влажного песка; прогнозируют действие «упадет — не упадет» (в конструктивных играх); чередуют формы; по имеющимся сгибам складывают кубики из разверток; подбрасывают игральные кубики.

Наиболее распространенные и полезные упражнения и игры:
• «Дай Мишке такой же большой и круглый мяч, как у куклы, и научи его играть!»;
• «Возьми такие же кубики и построй из них площадку»;
• «Найди пару» (подбери второй предмет, такой же как этот);
• «Игры с рамками-вкладышами» М. Монтессори;
• «Составь картинку» (снеговика, домик, лодку);
• «Выбери фигуры» (по указанному свойству);
• «Собери квадрат», «Сложи узор», «Уникуб», «Уголки» и др.

Дети привлекаются к участию в опытно-экспериментальной деятельности: катают шары и цилиндры; изменяют формы, вылепленные из влажного песка;

Слайд 13 Занятие по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша

Занятие по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша

Слайд 14В 3—4 года дети активно используют геометрические формы в самостоятельных играх,

зрительно сравнивают и сопоставляют их. Накладывая одну фигуру на другую (круг — на квадрат, куб — на квадрат, круг — на треугольник и т. д.), ребенок познает их отличия либо сходство. Сложность речевого высказывания при этом заменяется показом ребенком того, что «лишнее» в одной из сравниваемых фигур.

Умение различать, сравнивать фигуры совершенствуется в этом возрасте через овладение обследованием их контура. В специальных упражнениях дети овладевают соответствующими движениями кончиками пальцев руки по контуру плоской фигуры, поверхности объемной. Постепенно начинают выделять основные структурные элементы, сначала — стороны, затем — углы.
С целью развития умений воспринимать фигуры уместны упражнения на совмещение фигур с контуром, вкладывание их в выемки (абрис).

В 3—4 года дети активно используют геометрические формы в самостоятельных играх, зрительно сравнивают и сопоставляют их. Накладывая

Слайд 15Группируя геометрические фигуры, дети выделяют все круглые и не круглые; те,

что могут и не могут катиться, с уголками и без; те, из которых можно собрать башенку (построить дорожку), и те, из которых нельзя и т. д. С этой целью детям предлагаются наборы геометрических фигур разного размера, цвета, формы. Они учатся ориентироваться на одно из свойств, 2 или 3 свойства одновременно.

Количество познаваемых ребенком фигур зависит от его индивидуальных возможностей. Как правило, дети называют и используют в практической игровой деятельности круги, квадраты, треугольники, шары, цилиндры, кубы, а также призмы, прямоугольники и др. С целью оптимизации процесса освоения и применения в разных видах деятельности знаний об эталонах используется такой прием, как обведение карандашом моделей фигур, колец, обручей. Дети образуют окружности и круги; из замкнутых ломаных линий — квадраты, треугольники. С этой же целью используются и трафареты. Дети лепят геометрические фигуры из глины и пластилина, чертят пальцем на песке, складывают из палочек, шнурков, камешков и т. д.

Группируя геометрические фигуры, дети выделяют все круглые и не круглые; те, что могут и не могут катиться,

Слайд 17Детей 4—5 лет интересует многообразие форм в окружающем нас материальном мире.

Они сравнивают их, выявляют отношения идентичности и подобия, эквивалентности, упорядоченности (транзитивности). Дидактические пособия, предлагаемые детям, реализуют их стремление к активной деятельности с геометрическими формами, оперированию одновременно несколькими свойствами. Это такие пособия, как наборы геометрических фигур и тел, логические блоки Дьенеша, специальные комплекты логических геометрических фигур, моделей, игры «Цвет и форма», «Форма и размер» и др.
Детей 4—5 лет интересует многообразие форм в окружающем нас материальном мире. Они сравнивают их, выявляют отношения идентичности

Слайд 18Дети пятого года овладевают умением устанавливать связи, зависимости, закономерности. Находят общее

и отличное внутри группы треугольных, четырехугольных, округлых и других фигур. Устанавливают закономерности следования, включения фигур в группу, увеличения их количества, исключения их из группы; находят лишние и недостающие. Таким образом, дети могут включаться в решение более широкого круга логических задач и частично придумывать их. Для этого используются головоломки, задачи на преобразование, поиск недостающей в ряду фигуры, четвертой лишней и т. д. Составляя фигуры, решая простые головоломки, дети убеждаются в том, что модели разных геометрических фигур можно создать из одного и того же количества палочек. Например, из 6 одинаковых палочек дети составляют прямоугольник; отсчитав еще 6 палочек — треугольник, затем — трапецию, вогнутый и выпуклый четырехугольники, цифру4, стул и др.
Дети пятого года овладевают умением устанавливать связи, зависимости, закономерности. Находят общее и отличное внутри группы треугольных, четырехугольных,

Слайд 19Исследуя совместно со взрослыми различные жизненные ситуации и явления, дети: • сами составляют

силуэты геометрических фигур и дают им названия; • учатся отвечать на вопрос «Что это?» (предмет, рисунок, тень, отражение); • узнают геометрическую фигуру по ее тени; • изготавливают геометрический витраж по собственному чертежу; • составляют из геометрических фигур узор для обоев; • понимают, как изменяется геометрическая фигура в результате разрезания, складывания, деления на части; воссоздают ее вновь, получают другие фигуры из тех же частей;
Исследуя совместно со взрослыми различные жизненные ситуации и явления, дети: •	сами составляют силуэты геометрических фигур и дают

Слайд 20У детей расширяется представление о разновидностях фигур, к ним относят: серп,

звезду, сердечко, точку, линию, угол. Дети моделируют геометрические формы: чертят их, создают из спичек (палочек) и пластилина, изображают схематически с помощью точек, вырезают, лепят и т. д.
У детей расширяется представление о разновидностях фигур, к ним относят: серп, звезду, сердечко, точку, линию, угол. Дети

Слайд 21В старшем дошкольном возрасте педагоги преследуют в основном следующие развивающие задачи.
• Способствовать

освоению детьми обобщений: «Все фигуры круглые, но разного размера», «Все фигуры — многоугольники, но среди них есть разные четырехугольники, треугольники, шестиугольники, разные по цвету и размеру».
• Соблюдать логику при сравнении: выделять сходство по цвету, форме, размеру, пропорциональному соотношению сторон, конфигурации; затем — различия по тем же признакам. Осуществлять сравнение на наглядной основе, по представлению (словесному описанию); постепенно увеличивать количество сравниваемых между собой фигур; сравнивать группы фигур (4—6 объектов) между собой. Сравнивать с определенной целью (узнать, чем похожи), по условию (сравниваются только похожие фигуры), по конечному результату (выбираются те геометрические формы, которые подлежали сравнению). Чем старше дети, тем сложнее процедура, цель и результат сравнения. Повышение требований к детским ответам состоит в точности при назывании форм геометрических фигур и предметов, их сходств и отличий, предполагаемых изменений и их результатов.

• Устанавливать связи и зависимости групп фигур; связи преобразования, видоизменения; отношения равенства (одинаковости) и неравенства, упорядоченности.
• Успешно оперировать знаковыми системами (кодами) и схематическими изображениями. Использовать модели как средство более глубокого изучения геометрических форм и как способ отражения своих представлений.
• Способствовать систематизации детских представлений в процессе упражнений на классификацию, сериацию, при практическом изготовлении геометрических форм, сравнении и противопоставлении.

В старшем дошкольном возрасте педагоги преследуют в основном следующие развивающие задачи.•	Способствовать освоению детьми обобщений: «Все фигуры круглые,

Слайд 22
• Развивать умение создавать творческие экспозиции, отражая по-своему гармонию мира в цвете,

разнообразии форм, пространственном размещении, сочетании и пропорциях. Для этого хорошо подойдут упражнения на составление орнаментов. Уместно также использовать приемы Развития Творческого Воображения (РТВ): «Фея Инверсия» (изменение значения свойства на противоположное), «Дели — давай» (деление на части и объединение), «Великан Кроха» (увеличение или уменьшение), «Замри — отомри» (преобразование предметов в подвижные и наоборот) и др. Составление загадок совместно с детьми способствует уточнению свойств объектов.
Осуществление действий с объектами вымышленного (воображаемого) мира развивает творческие способности детей, актуализирует потребность сравнивать, изменять, объяснять. Например, оказавшись на неизвестной планете, дети дают названия увиденным там геометрическим формам, предметам.


•	Развивать умение создавать творческие экспозиции, отражая по-своему гармонию мира в цвете, разнообразии форм, пространственном размещении, сочетании и

Слайд 23В 5—6 лет дети овладевают сериацией и классификацией (на материале геометрических

фигур). Их интересуют действия преобразования, видоизменения фигур; воссоздание витражей, орнаментов, паркетов; симметрия; решение задач-головоломок. Все это способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, сообразительности и смекалки, умения догадываться.
В 5—6 лет дети овладевают сериацией и классификацией (на материале геометрических фигур). Их интересуют действия преобразования, видоизменения

Слайд 24


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть