Презентация, доклад на тему Особенности речевого развития детей

Содержание

На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями, вопросы адаптации и социализации. Первичные нарушения в развитии (например, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.д.) приводят к

Слайд 1Особенности речевого развития детей
Подготовила учитель МБОУ ОШ №4 г. Оха

Голенко С. В.
Особенности речевого развития детей Подготовила учитель МБОУ ОШ №4 г. Оха Голенко С. В.

Слайд 2На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности

обучающегося с интеллектуальными нарушениями, вопросы адаптации и социализации. Первичные нарушения в развитии (например, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.д.) приводят к «выпадению ребенка из социального пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного усвоения общественного опыта возникают вторичные отклонения в развитии, социальная некомпетентность.

На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями, вопросы адаптации

Слайд 3Количество обучающихся с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается

тенденция к некоторому его увеличению.
Обучающиеся с недостатками речи занимают второе место среди всех обучающихся с недостатками развития и составляют 2,86%; обучающиеся с интеллектуальными нарушениями занимают третью позицию и составляют 1,84%.

Количество обучающихся с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.Обучающиеся с

Слайд 4Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и

язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.
Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям.
Она возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и

Слайд 5Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями,

волей и другими.
Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития обучающегося. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.
В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Появляются все новые и новые «шедевры технологических достижений», которые заменяют «живое» общение.
Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими.Всем известно, что речь

Слайд 6Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого

окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Речь является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от

Слайд 7Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному их называют,

указывают их различные возрастные границы (А.Н.Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Н.Леонтьев, Г.Л.Розенгард-Пупко и другие).
А.Н.Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей:
·  1-й – подготовительный - до 1 года;
·  2-й – преддошкольный – до 3 лет;
·  3-й – дошкольный – до 7 лет;
После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии ребенка формируется к 4-5 годам.
Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Формируется чувство языка, словотворчество.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, овладение связной речью. Формируется регуляторная функция речи. В этом возрасте ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок.

Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы (А.Н.Гвоздев,

Слайд 8К концу пятого года ребенок начинает овладевать контекстной речью. Вэтот период

значительно улучшается фонематическое восприятие, заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обобщающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем.
·  4-й – школьный – от 7 до 17 лет.
Особенность данного возраста – сознательное усвоение.

К концу пятого года ребенок начинает овладевать контекстной речью. Вэтот период значительно улучшается фонематическое восприятие, заканчивается формирование

Слайд 9Развитие общения - качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень

коммуникативной деятельности и называемых формами общения.
В первые семь лет жизни ребенка выделяют 4 формы его общения с взрослым.
1.  Ситуативно-личностную: появляется в возрасте 2-6 месяцев. Ведущий мотив общения - личностный. Основные средства общения –экспрессивно-мимические операции.
2.  Ситуативно-деловую: появляется у ребенка к 6 месяцам. Ведущий мотив общения - деловой. Основные средства общения – предметно-действенные операции.
3.  Внеситуативно-познавательная: появляется у ребенка в возрасте 3-4 лет. Ведущим мотивом общения является познавательный. Основным средством общения являются речевые операции.
4.  Внеситуативно-личностная: появляется у детей в возрасте 5-6 лет. Ведущий мотив общения – личностный. Основными средствами общения являются речевые операции.

Развитие общения - качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых формами общения.В

Слайд 10Выделяют критические периоды развития речи.
·  Сензитивный, т.е. особо чувствительный как к

восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. В этом сензитивном периоде речевого развития отмечаются и гиперсензитивные фазы речевого развития. Первая гиперсензитивная фаза относится к периоду от 1 года до 1,5 лет. В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга.
Адекватное речевое общение взрослого с ребенком в этот период позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи.

Выделяют критические периоды развития речи.·  Сензитивный, т.е. особо чувствительный как к восприятию речи окружающих, так и к

Слайд 11·  Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится к среднему периоду

трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью, когда происходит переход от ситуативной к контекстной речи, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы.
У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается с взрослыми.

·  Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится к среднему периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период,

Слайд 12·  Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме

формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.
Это период, когда интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю.
Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий для возникновения нарушений речи; они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др.

·  Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение

Слайд 13Область языковой компетенции.
Основные закономерности речевого развития детей 6-7 лет.
1. Фонетика.
Метатезис –

перестановка звуков и слогов в словах(особенно в речи леворуких детей)
2.Словообразование.
Рост числа инноваций – слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка.
3.Лексика.
Количественный и качественный рост словаря:
·  усвоение родовидовых отношений;
·  развитие синонимии, антонимии;
·  появление абстрактных существительных;
·  освоение многохначности и омонимии;
Лексико-семантические инновации:
·  расширение и сужение значения;
·  образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов;
·  ассоциативные замены (смешение паронимов, антонимов и другие).
4.Морфология.
Уменьшение количества формообразовательных инноваций. Дольше всего сохраняются:
·  унификация ударения;
·  смешение окончаний родительного и предложного падежей множественного числа;
·  образование форм числа существительных;
·  ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных;
·  образование окказиональных родовых пар у существительных общего рода, зоонимов, у существительных мужского рода, обозначающих лицо по профессии;
·  окказительное образование сравнительной степени прилагательных;
·  ненормативное склонение числительных;
·  образование окказиональных видов пар глагола, окказиональное образование причастий.

Область языковой компетенции.Основные закономерности речевого развития детей 6-7 лет.1. Фонетика.Метатезис – перестановка звуков и слогов в словах(особенно

Слайд 145.Синтаксис.
Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в згоцентрической речи.
Сочинение собственных

сказок и стихов (чаще –в эгоцентрической речи).
Синтаксические ошибки.
6.Метаязыковая деятельность.
Вопросы о значении слов. Осознание многозначности и омонимии. Языковая игра.
Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии. Толкование значений слов.
Осознание различных языковых явлений:
·  вопросы и рассуждения о роде и числе существительных, произношении слов, различных языках и др.
Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму.
Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят с взрослыми и с маленькими детьми).
В этот период совершенствуются и усложняются все функции, возникшие ранее.

5.Синтаксис.Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в згоцентрической речи.Сочинение собственных сказок и стихов (чаще –в эгоцентрической

Слайд 15Дети сознательно овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая

роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи. Таким образом, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи обучающегося – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. Иными словами, влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас обучающегося, но, прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Дети сознательно овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду

Слайд 16Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы

определенные условия.
В частности, ребенок должен:
- быть психически и соматически здоровым;
- не иметь интеллектуальные наушения;
- иметь полноценные слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
Общение является важнейшим фактором психического развития , так как в процессе общения с окружающими обучающийся постигает и «присваивает» добытое людьми ранее, усваивает речь.
Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.В частности, ребенок должен:- быть

Слайд 17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть