Слайд 1Особенности речевого развития детей
Подготовила учитель МБОУ ОШ №4 г. Оха
Голенко С. В.
Слайд 2На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности
обучающегося с интеллектуальными нарушениями, вопросы адаптации и социализации. Первичные нарушения в развитии (например, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.д.) приводят к «выпадению ребенка из социального пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного усвоения общественного опыта возникают вторичные отклонения в развитии, социальная некомпетентность.
Слайд 3Количество обучающихся с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается
тенденция к некоторому его увеличению.
Обучающиеся с недостатками речи занимают второе место среди всех обучающихся с недостатками развития и составляют 2,86%; обучающиеся с интеллектуальными нарушениями занимают третью позицию и составляют 1,84%.
Слайд 4Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и
язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.
Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям.
Она возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей.
Слайд 5Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями,
волей и другими.
Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития обучающегося. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.
В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Появляются все новые и новые «шедевры технологических достижений», которые заменяют «живое» общение.
Слайд 6Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого
окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Речь является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности.
Слайд 7Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному их называют,
указывают их различные возрастные границы (А.Н.Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Н.Леонтьев, Г.Л.Розенгард-Пупко и другие).
А.Н.Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей:
· 1-й – подготовительный - до 1 года;
· 2-й – преддошкольный – до 3 лет;
· 3-й – дошкольный – до 7 лет;
После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии ребенка формируется к 4-5 годам.
Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Формируется чувство языка, словотворчество.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, овладение связной речью. Формируется регуляторная функция речи. В этом возрасте ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок.
Слайд 8К концу пятого года ребенок начинает овладевать контекстной речью. Вэтот период
значительно улучшается фонематическое восприятие, заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обобщающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем.
· 4-й – школьный – от 7 до 17 лет.
Особенность данного возраста – сознательное усвоение.
Слайд 9Развитие общения - качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень
коммуникативной деятельности и называемых формами общения.
В первые семь лет жизни ребенка выделяют 4 формы его общения с взрослым.
1. Ситуативно-личностную: появляется в возрасте 2-6 месяцев. Ведущий мотив общения - личностный. Основные средства общения –экспрессивно-мимические операции.
2. Ситуативно-деловую: появляется у ребенка к 6 месяцам. Ведущий мотив общения - деловой. Основные средства общения – предметно-действенные операции.
3. Внеситуативно-познавательная: появляется у ребенка в возрасте 3-4 лет. Ведущим мотивом общения является познавательный. Основным средством общения являются речевые операции.
4. Внеситуативно-личностная: появляется у детей в возрасте 5-6 лет. Ведущий мотив общения – личностный. Основными средствами общения являются речевые операции.
Слайд 10Выделяют критические периоды развития речи.
· Сензитивный, т.е. особо чувствительный как к
восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. В этом сензитивном периоде речевого развития отмечаются и гиперсензитивные фазы речевого развития. Первая гиперсензитивная фаза относится к периоду от 1 года до 1,5 лет. В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга.
Адекватное речевое общение взрослого с ребенком в этот период позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи.
Слайд 11· Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится к среднему периоду
трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью, когда происходит переход от ситуативной к контекстной речи, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы.
У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается с взрослыми.
Слайд 12· Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме
формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.
Это период, когда интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю.
Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий для возникновения нарушений речи; они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др.
Слайд 13Область языковой компетенции.
Основные закономерности речевого развития детей 6-7 лет.
1. Фонетика.
Метатезис –
перестановка звуков и слогов в словах(особенно в речи леворуких детей)
2.Словообразование.
Рост числа инноваций – слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка.
3.Лексика.
Количественный и качественный рост словаря:
· усвоение родовидовых отношений;
· развитие синонимии, антонимии;
· появление абстрактных существительных;
· освоение многохначности и омонимии;
Лексико-семантические инновации:
· расширение и сужение значения;
· образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов;
· ассоциативные замены (смешение паронимов, антонимов и другие).
4.Морфология.
Уменьшение количества формообразовательных инноваций. Дольше всего сохраняются:
· унификация ударения;
· смешение окончаний родительного и предложного падежей множественного числа;
· образование форм числа существительных;
· ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных;
· образование окказиональных родовых пар у существительных общего рода, зоонимов, у существительных мужского рода, обозначающих лицо по профессии;
· окказительное образование сравнительной степени прилагательных;
· ненормативное склонение числительных;
· образование окказиональных видов пар глагола, окказиональное образование причастий.
Слайд 145.Синтаксис.
Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в згоцентрической речи.
Сочинение собственных
сказок и стихов (чаще –в эгоцентрической речи).
Синтаксические ошибки.
6.Метаязыковая деятельность.
Вопросы о значении слов. Осознание многозначности и омонимии. Языковая игра.
Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии. Толкование значений слов.
Осознание различных языковых явлений:
· вопросы и рассуждения о роде и числе существительных, произношении слов, различных языках и др.
Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму.
Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят с взрослыми и с маленькими детьми).
В этот период совершенствуются и усложняются все функции, возникшие ранее.
Слайд 15Дети сознательно овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая
роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи. Таким образом, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи обучающегося – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. Иными словами, влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас обучающегося, но, прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.
Слайд 16Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы
определенные условия.
В частности, ребенок должен:
- быть психически и соматически здоровым;
- не иметь интеллектуальные наушения;
- иметь полноценные слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
Общение является важнейшим фактором психического развития , так как в процессе общения с окружающими обучающийся постигает и «присваивает» добытое людьми ранее, усваивает речь.