Слайд 1Презентация
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Блюмгарт Анны Петровны
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Слайд 3
Нравственному воспитанию детей огромное внимание уделяли
педагоги античности – Аристотель, Сократ.
Слайд 4 Наставления великого педагога Я.А. Коменского в
области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, почитание старших, любовь к Родине.
Слайд 5 Формированию нравственных ценностей у детей придавал
огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Он считал, необходимо учить детей родному языку, приобщать к родной культуре.
Слайд 6Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: особенности патриотического воспитания детей
дошкольного возраста.
Цель: определить условия, средства, способствующие воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста.
Слайд 7 Задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность
понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
Изучить возможности литературы, игровой деятельности и использования народной культуры для патриотического воспитания дошкольников.
Выявить способы, приемы, которые позволяют усваивать дошкольникам патриотические ценности в процессе учебной и воспитательной деятельности.
Слайд 8 База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172»
г. Саратов.
Слайд 9 Чувство Родины у каждого человека
начинается с памяти детства о своем доме, дворике, городе или селе. То есть любовь к родной земле зарождается у истинного патриота в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Территория, с которой связана история народа, и уголок родной земли, где вырос каждый из нас, тесно взаимосвязаны и являются одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Правильно развитые чувства земли предков должны способствовать нашему восприятию всей территории страны в ее единстве.
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 10 Выделяют следующие виды патриотического воспитания:
- военно-патриотическое воспитание;
- героико-патриотическое
воспитание;
- национально-патриотическое воспитание;
- гражданское воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание.
Слайд 11 В современном мире все ведущие государства
уделяют патриотическому образованию подрастающего поколения огромное значение.
Слайд 12 Опросы общественного мнения, постоянно проводимые
в США, показывают, что примерно три четверти американцев испытывают чувство гордости за свою страну. Приблизительно половина американских семей украшает свой дом национальным флагом, 15–20% водителей устанавливают американский флажок на машине. Девять из десяти американцев испытывают чувство гордости, когда звучит мелодия гимна страны.
Слайд 13 В Японии например: всем школьникам,
начиная с 11 лет, предполагается выставлять оценки «за патриотизм», а также включать их в табель об успеваемости. Премьер-министр Синдзо Абэ заявил: «Нашей целью является пересмотреть закон так, чтобы начать воспитывать молодых амбициозных людей, которые будут с достоинством строить свою страну».
Слайд 14 В Китае приобщение к идеям патриотизма осуществляется посредством
посещения бесплатных музеев, число которых, постоянно увеличивается.
Слайд 15 Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования , мы выяснили, что патриотическое воспитание - это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям, воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.
Слайд 162. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Патриотическое воспитание ребенка это сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.
Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам. В нашем детском саду по программе Вераксы Н.Е.
Слайд 17 Формирование чувства гражданственности и патриотизма
у детей дошкольного возраста проявляется через игровую деятельность.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- знакомить детей с сюжетно – ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма.
- приобщать дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность;
- организовывать взаимодействие с родителями по гражданско - патриотическому воспитанию детей.
Слайд 18 Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду –
это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга. Память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Слайд 19 Также огромную роль в жизни дошкольника играет
приобщение к литературе. В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире.
Слайд 20 В настоящее время существует Программа патриотического воспитания
для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста – «Моя Родина – Россия» и авторская программа «Дети – будущее Кубани».
Их целью является совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
Слайд 213. ИССЛЕДОВАНИЕ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ
Цель нашего практического исследования: определить степень эффективности комплексных мер по овладению детьми нравственно – патриотическими представлениями.
В процессе работы решались следующие задачи:
-выявить исходный уровень сформированности нравственно-патриотических представлений у детей;
-выявить способы, приемы, которые позволяют усваивать дошкольникам патриотические ценности в процессе учебной и воспитательной деятельности;
- сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Слайд 22 На первом этапе нашей практической
работы был определен исходный уровень сформированности нравственно-патриотических представлений у дошкольников. Для этого использовались методы наблюдения и беседы. Также была проведена диагностическая работа с родителями детей и воспитателями ДОУ.
На втором этапе были апробированы средства и методы работы с детьми по данной проблеме.
На заключительном этапе мы провели повторное диагностическое исследование, проанализировали полученные данные и сформулировали выводы, а также разработали проект и перспективный план по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе.
Слайд 23 Работа проводилась на базе дошкольного учреждения
города Саратова в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172».
В своей работе мы используем разнообразные формы и методы патриотического воспитания: целевые прогулки, экскурсии, посещение музеев, наблюдения, рассказ воспитателя, беседы, использование художественных произведений, рассматривание альбомов, фотографий, знакомство с народным творчеством.
Слайд 24 Диагностический этап работы мы начали с индивидуальных бесед
с родителями, целью которых стал сбор информации о воспитательных воздействиях патриотического характера в семье.
Слайд 25 Мы также провели беседы и с воспитателями
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172».
Слайд 26 Свою работу с детьми мы начали с
диагностического обследования детей, с выяснения их уровня развития, осведомленности детей о государственной символике, столице нашей Родины, родном городе, крае и достопримечательностях, знании детей о других народах и их национальностях, о главных Российских праздниках.
Слайд 27 В диагностике участвовало 18 человек. Мы
получили неутешающие результаты. Таким образом мы поняли, что нужно усовершенствовать знания и представления детей о государственной символике, главных российских праздниках, представление о родном городе, крае, достопримечательностях; о культуре, обычаях, традициях своего и других народов; знания о российских праздниках.
Слайд 28 Нами был разработан проект по нравственно
– патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе и перспективный план по следующим направлениям:
Сентябрь – «Мой дом – моя семья»
Октябрь – «Мой родной город»
Ноябрь – «Столица нашей Родины – Москва»
Декабрь – «Знакомим с русской народной культурой»
Январь – «Земля наш общий дом»
Февраль – «Защитники Отечества»
Пробудить в ребенке любовь к родной земле, чувство любви к Родине, родному краю; заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
проекта:
Образовательные – знакомить детей с родным городом, его историей, символикой, достопримечательностями, знакомить с культурой и традициями; закреплять понятие о «семье», умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; знакомство с народным фольклором, народными подвижными играми, народными промыслами; формировать знания об армии, об особенностях военной службы.
Развивающие – развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
Воспитательные – воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким; воспитывать бережное отношение к природе; пробуждать интерес к сказкам, народным играм.
Слайд 31 Внимание детей привлекало проведение нестандартных занятий: встречи с
ветеранами и интересными людьми, презентации.
Итоговое занятие
«С чего начинается Родина?»
Программное содержание: воспитывать у детей любовь к своей, родному городу, народному творчеству, формирование патриотических чувств; закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.
ХОД НОД
Дети, стоят вокруг воспитателя. Звучит песня М.Матусовского «С чего начинается Родина?
Итогом нашего проекта было занятие «С чего начинается Родина?»
Слайд 33 Дети с удовольствием участвовали в занятии,
выполняли все задания, рассказывали о стране, ее истории, рассказали о реке Волге; играли в подвижную игру «Через ручеек», где продемонстрировали свою ловкость, смелость; дидактическую игру «Собери пазл», где дети упражнялись в составлении целого предмета из его частей и показали свою волю, усидчивость, целеустремленность;
Слайд 34 Вспомнили о столице нашей Родины – Москве,
закрепили символы: герб, флаг, гимн; провели викторину о городе Саратове, где каждый ребенок хотел ответить на все вопросы, которые им были предложены; вспомнили русских мастеров, которые прославили своим талантом землю русскую и нарисовали матрешку – русский национальный сувенир.
Слайд 35 Участвуя в обсуждении, дети не только высказывали
свое мнение, но и отстаивали его. Это позволяло им укрепить свои жизненные позиции и патриотически ценностные ориентации. Все свои знания и умения дети применили в итоговом занятии.
Слайд 36 На третьем этапе нами было проведено контрольное
диагностическое обследование и наблюдение детей. Детям в индивидуальных беседах, в играх были заданы те же самые вопросы, что и на первом этапе которые позволили нам отметить позитивные изменения, которые произошли в представлениях детей на протяжении всего проекта.
Слайд 37 Таким образом мы видим, что
показатели диагностики существенно улучшились, дети получили необходимые знания и умения. Из данных видно, что детей с низким уровнем сформированности нравственно-патриотических представлений вообще не осталось, увеличилось число детей с высоким уровнем сформированности на 44%. (Для сравнения: на начальном этапе было 36% детей с высоким уровнем , на конечном -80% с высоким уровнем сформированности.)
Слайд 38 Таким образом, мы выяснили,
что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения. Детский сад выступает одним из важнейших этапов развития патриотического мировоззрения в жизни дошкольника, дающий необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в детском саду необходимо учитывать возрастные особенности дошкольника и характер изучаемого материала.
Слайд 39 В соответствии с задачами исследования
были изучены теоретические аспекты воспитания нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей, литературой и культурой родного города. Было выяснено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует.
В ходе опытно – практической работы мы убедились, что все изученные средства и методы при правильном и комплексном использовании могут способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.
Слайд 40 Из методов воспитания большое
внимание уделяется игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраске каждому путешествию в окружающий мир.
Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Из этого следует, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет расти более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Таким образом цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.
Слайд 41Список использованных источников:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ,
2005. 2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. – М., 2003.
3.Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину [Текст]: методические рекомендации/ Ю. Е. Антонов - М.: АРКТИ - 2003г
4. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ в.): Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
5. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-Пресс,2002.
6. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. – 2001.- №5.
7 .Беспятова К., Яковлев Д. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.- Москва: Айрис-прес, 2006г. -192с.
8. Буторина Т.С. Ломоносов и педагогика. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2001.
9. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Аржангельск: Изд-во АГТУ, 2000.
10.Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., М.А.Васильевой «От рождения до школы»– 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика – Синтез -2011г.
11. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004. – (Развитие и воспитание).
12. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. – 2002.
13. Герасимова З., Козачек Н. Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края // Дошкольное воспитание, 2001. - №12.-С.47-52.
14. Герб, флаг и гимн России: Изучение гос. Символов Рос. Федерации в школе: метод. Рекомендации / Сост. М.К. Антошин. – М.: Айрис-пресс, 2003.
15. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».- М.: АРКТИ, 2003. – (Развитие и воспитание дошкольников)
16. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2000. - №1.- С. 41-48.
17. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание, 2004.-№1.-С.60-68.
19. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Народное образование, 2002. - № 4.- С.183-189.
20. Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина. Волгоград: Учитель, 2009г. - 221с.
21. Казакова И. особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003.-№6.-С.8-9.
22. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. – сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. – (Развитие и воспитание дошкольника).
23. Кирилина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание, 2005.- №1- №5.
24. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.- СПб.: Детство-Пресс,2001.
25.Козлова С.А. “Мой мир” (приобщение ребенка к социальному миру). Линка-Пресс, Москва 2000г.
26. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.
24. Кркуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на
культурных традициях своего народа: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.- (Развитие и воспитание)
25. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.-СПб.: Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Детство-Пресс, 2002.
26. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.
28. Метечко А.А. Воспитание патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста: опыт работы // Совершенствование качества
дошкольного образования в Пермской области. – Пермь, 2001. – С.52-65.
29. Нищева Н.В. Играем, развиваемся, растем.[Текст]: Дидактические игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Нищева - Санкт – Петербург - Детство – пресс – 2010г
30. Новицкая М.Ю. Наследие [Текст]: Патриотическое воспитание в детском саду/ М.Ю. Новицкая – М.: Линка – Пресс – 2003г
31.Остапц А.А., Абросимовой Г.Н., Трубачевой М.Е. “Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристической деятельности” (пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2006 годы”). Москва “Аркт” 2003г.
32. Парфенов С., Козлова С. Новый патриотизм? // обруч, 2003. - №6. – С.
33. Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. – 2007.
34. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание,2003. -№6.–С.45-55. 35. Савин Ю.В. Учить дошкольников на традициях патриотизма // Дидакт. – 2002.
36. Султанова Н., Цилько Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004. - №5. – С.7-14.
37. Тисленкова И.А. Гражданско-патриотическое воспитание/ , Волгоград: Учитель 2006г.-172с.
38. Юдина Г. Патриотическое воспитание: Из опыта работы педагогов в ДОУ №11 г.Армавира // Ребенок в детском саду, 2001
39. http://www.sakhodb.ru/uploads/files/Rol_bibliot_konf.pdf
40.http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/patrioticheskoe-vospitanie-uchashchikhsya-na-urokakh-literatury
41.http://www.rosvoencentr-rf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=85:-2011-&catid=44:2008-12-14-12-50-32&Itemid=60
42. http://mdou-pervouralsk.narod.ru/index/0-32
43. http://womanadvice.ru/patrioticheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu
44. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/59/2427/
45. http://festival.1september.ru/articles/627220/