Слайд 1«Особенности организации и планирования работы в детском саду»
Слайд 2 Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с
указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Слайд 3Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько
различных видов планирования:
1. Перспективный план развития или программа развития ДОО, составляемый на 3 года;
2. Годовой план ДОО;
3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
Слайд 4ПРИНЦИПЫ
ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и
длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
Слайд 5Учет местных и региональных особенностей климата.
Учет времени года и погодных
условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, черты характера, удачи и неудачи, потребности).
Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
Слайд 6Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
Взаимосвязь
процессов обучения и развития (ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФГОС) (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
Слайд 7Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также
цветотерапия, музыка).
Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.
Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.
Слайд 8 Планируемая деятельность должна быть мотивирована.
Мотив – это интерес, желание.
Мотивация
практическая – научиться сделать.
Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)
Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как
живут птицы в лесу?…).
Слайд 9 Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого
ребенка.
Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический ( в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.
Слайд 10Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.
Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?»
Слайд 11
УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
Знание программных задач.
Знание индивидуальных возможностей и способностей
детей.
Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.
Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее.
Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
Слайд 12ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима
коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
Игровая деятельность;
Трудовая деятельность;
Физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения, подвижные игры, ЗОЖ);
Познавательная ( наблюдения, ознакомление, опыты, эксперименты);
Художественная деятельность (чтение художественной литературы, театральная, музыкальная, изобразительная ручной труд (с 5-7 лет);
ОБЖ
Экологическая
Ознакомление с окружающим
Освоение норм и ценностей
Общение и взаимодействие
3. Взаимодействие с семьей.
Слайд 13
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса.
Слайд 14Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:
Установить объем плана в
условно-учебных часах.
Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.
Например: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.
Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.
Перенасыщать непрерывную образовательную деятельность в течении дня во все режимные моменты нельзя, так как план получится очень жестким.
Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.
Слайд 15КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
Педагогический процесс- это совокупность
различных мероприятий, явлений , направленных на образование (обучение+воспитание) и развитие детей от цели до результата.
Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Слайд 16Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих
форм их организации на каждый день.
Компонентами календарного планирования являются:
Цель. Она направлена на развитие и образование.
Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Слайд 17Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми
Например:
воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а развивать и поддерживать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.
Слайд 18Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает,
что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.
Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:
Слайд 19
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ВОСПИТАТЕЛЯ И РЕБЕНКА
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УТРО 7.00
- 8.00
Цель воспитывающих взрослых: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.
В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:
1.Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии
комплекс меняется через две недели.
Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
Необходимо планировать на утро деятельность предполагающую небольшую подготовку.
В этот период планируем только знакомые для детей виды деятельности.
Слайд 20 ПРОГУЛКА
Цель воспитывающих взрослых: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность
и снять утомление.
Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.).
Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь»,
соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.
Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в
старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .
Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.
Индивидуальная работа.
Трудовая деятельность.
Чтение художественной литературы( стихи, загадки, словесные игры)
Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.
Слайд 21
ВЕЧЕР (вторая половина дня)
Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий
день ребенок с удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются:
Все виды игр - настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические, развивающие, театральные.
Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем и родителями планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу).
Слайд 22Труд
Индивидуальная работа по всем видам деятельности.
Чтение художественной литературы.
Взаимодействие с родителями.
Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.
Слайд 23
Непосредственно образовательная деятельность. (НОД) Занятия.
Игры-занятия
Тема непосредственно образовательной деятельности «»
Конспект НОД
(непосредственно образовательной деятельности) по ____________________в _____________________________ группе.
Составил:
Воспитатель ___квалификационной категории
ФИО________________________________
Город. _____________год________
Слайд 24Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Форма проведения: непосредственно образовательная
деятельность
Форма организации детей: подгрупповая, групповая, индивидуальная(нужное выбрать)
Слайд 25Предварительная работа:
Беседа _______________________________________________
Слушание _____________________________________________
Проигрывание дидактических и развивающих игр направленных на……………………………………………………………………….
Цель-результат: (прописывается
для детей в свершившемся времени)
Слайд 26Образовательные:
Способствовать получению ………………………………………….
Поддерживать умения детей …………………..
Развивающие:
Развивать ……………………………………………………………..
Побуждать детей свободно
……………………………………………..
Поддерживать эмоциональную отзывчивость у детей.
Развивать (какие то психические познавательные процессы: память, внимание, мышление, речь, ощущение, представления, воображение
Воспитательные:
Развитие
Поддержка
Развитие способности
Слайд 27Необходимое оборудование и материалы:
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Средства ТСО:
Методы и приёмы:
Словесный (беседа
по вопросам, рассказ воспитателя);
Наглядный (рассматривание наглядного материала)
Стимулирующий (похвала, одобрение);
Практический (продуктивный)
Игровой (дидактическая игра, динамическая пауза).
Слайд 28Конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)
Слайд 29Список рекомендуемой литературы составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными
правилами оформления литературных источников.
Слайд 30ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Формы планирования зависят от профессионального уровня воспитателя.
Существуют следующие
формы планирования:
1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.
Слайд 312. Схема-сетка.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении
всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий.
Схема-сетка используется опытными воспитателями.
Слайд 32В основу планирования положили основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком
всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Слайд 33Планирование непрерывной образовательной деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывать структурные единицы (образовательные области), представляющие определенные направления развития и образования детей, с последующим закреплением материала утром или вечером в режиме дня.
Слайд 34
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил следующие образовательные области:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное
развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Слайд 35
Планирование отражает решение воспитательных, развивающих и образовательных задач и направлено на
приобретение воспитанником опыта в следующих видах деятельности:
двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);
– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
– восприятия художественной литературы и фольклора;
– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);
– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).
Слайд 36Алгоритм составления планирования образовательной деятельности педагога и детей
Титульный лист: содержит название документа,
название образовательной организации, название возрастной группы, учебный год, Ф.И.О. специалистов, работающих в данной группе.
Пример:
Планирование образовательной деятельности в старшей группе № 6 «Малыши» МОУ детского сада № на 2016–2017 учебный год.
Воспитатели: Иванова Н.В., Митреева Л.А.
Слайд 37Список воспитанников, сведения о них (представлен в виде таблицы). Содержит Ф.И. воспитанников,
адрес и телефон, Ф.И.О. родителей, особенности воспитанников. Подробная информация важна для организации индивидуально-личностного подхода к каждому воспитаннику
Слайд 38Режим дня группы (представлен может быть в виде таблицы).
Режим дня строится
в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014); утвержденным Постановлением главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 № 26
Слайд 39Листок здоровья воспитанников группы
заполняется педагогом по данным представленным врачом или медицинской
сестрой с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также даются рекомендации по организации физической культуры, закаливанию.
Необходимым пунктом листка здоровья является соответствие группы мебели росту ребенка, согласно с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-
Слайд 40Листок здоровья воспитанников группы № 6 на 2016–2017 учебный год
Слайд 41Модель двигательного режима и объем двигательной нагрузки за неделю
в дошкольном отделении строится
в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденного Постановлением главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 № 26.
Двигательный режим в дошкольном отделении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
При составлении рационального двигательного режима обеспечивается не только удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусматривается рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная активность воспитанника целенаправленна и соответствует его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, это и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.
Содержательная сторона двигательного режима направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей воспитанников.
Модель двигательного режима представлена таблицей, которая содержит форму организации и временной отрезок. Модель двигательного режима составляется на теплый и холодный периоды.
Слайд 42Двигательная активность детей в группе № МОУ детского сада №
Слайд 43Система закаливания
Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкую аэрацию помещений, правильно организованную
прогулку, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации.
При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы: постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.
Рекомендации при распределении процедур закаливания детей составляются врачом или медицинской сестрой с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, представлены в форме таблицы, в которой учтено время года, вид деятельности воспитанников.
Слайд 44
Пример: распределение процедур при закаливании детей
Слайд 45Непосредственная образовательная деятельность
Образовательный процесс в дошкольном отделении строится в соответствии c Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
СанПиНа 2.4.1.3049-13, утвержденного Постановлением главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 № 26 (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФот 04.04.2014 N АКПИ14-281), и с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Слайд 46Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непосредственной
образовательной деятельности не должна превышать 10 мин.
Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8–10 минут).
Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Слайд 47Продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет
– не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки.
Перерывы между периодами образовательной деятельности – не менее 10 мин.
Слайд 48Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй
половине дня после дневного сна.
Ее продолжительность должна составлять не более 25–30 минут в день.
В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.
Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.д.
Расписание непосредственной образовательной деятельности составляется на учебный год.
Слайд 49Образовательная деятельность
Календарь праздников, знаменательных дат и событий (как один из механизмов реализации
Программы через комплексно-тематическое планирование).
В чем суть комплексно-тематического планирования? В основу реализации программного содержания ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности побуждает взрослого к проявлению творчества в организации развивающей предметно-пространственной среды.
Слайд 50
Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов.
Первый принцип комплексно-тематического планирования предусматривает,
что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Она реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей (модулей), с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.
Второй принцип – принцип рациональности – понимается, как умение определять такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат – усвоение воспитанниками материала. Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение.
Основу комплексно-тематического планирования представляет примерный календарь праздников (событий), тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.