Слайд 1Особенности обучения леворуких.
Слайд 2Особенности обучения и развития леворукого ребенка
Леворукость —не просто предпочтение левой руки,
но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.
Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой —значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.
Слайд 3В процессе насильственного переучивания ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит,
у него снижается аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием —это переученный левша.
Слайд 4Многочисленными исследованиями показано, что центры, ответственные за устную речь, у подавляющего
числа леворуких находятся в левом полушарии, как и у всего праворукого человечества. Просто дифференциация функций между полушариями у леворуких не так выражена, как у праворуких. Это приводит к целому ряду важных и интересных последствий.
Слайд 5Кроме генетического левшества существует левшество патологического характера. В этом случае леворукость
может возникать в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией.
Слайд 6Вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены
симметрично влевом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности.
Слайд 7В нашей стране леворуких в среднем 4—
7%, в США—13%. Среди леворуких
людей много выдающихся людей, таких как П. Пикассо, Ю. Цезарь, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен, Ч. Чаплин, Э. Рубик, А. Македонский, Наполеон, К. Великий, В.И. Даль, Жанна Д'Арк, П. Маккартни, У. Клинтон. Леворукие составляют 20% всех талантливых людей с высоким коэффициентом умственного Развития.
Слайд 8Очень много леворуких одаренных детей. Из исследований по оценке творческих способностей
людей в возрасте от 7 до 20 лет явствует, что у леворуких результаты значительно выше, чем у праворуких.
Слайд 9Даже на самых ранних этапах развития психики праворукого и леворукого ребенка
заметны значительные различия,связанные с особенностями функциональной специализации их левого и правого полушарий.
Слайд 10При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и
т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивиду-альная работа, когда нет жесткого регламента, строгогоподчинения.
Слайд 11Леворукость -это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это
один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.
Слайд 12Письмо и чтение —асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой,
а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение.
Слайд 13Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется
мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%.
Слайд 14Рассматривая проблему феномена зеркального отражения, необходимо сказать о нарушении чтения у
леворуких (дислексия). Оно не является результатом умственной отсталости или физической травмы. Ребенок с дислексией имеет нормальный интеллект. Нарушение носит зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого ,не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображаю.
Слайд 15Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают
к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одаренных
Слайд 1610 советов родителям леворукого ребенка
1. Взрослые не должны никогда, ни при
каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
Слайд 174. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие
у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
5. Не рекомендуется “пробовать” научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
Слайд 188. При обучении письму используйте “Прописи для леворуких детей”. Помните, методика
безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.
10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.