Слайд 1Особенности обучения и воспитания детей с умственной отсталостью
МБДОУ «Детский сад №118»
Учитель-дефектолог
Уварова Анастасия Сергеевна
Слайд 2У́мственная отста́лость — это стойкое недоразвитие уровня психической, в первую очередь
интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.
Слайд 3 Формы умственной отсталости
Олигофрения — форма психического недоразвития. Характеризуется
недоразвитие всех нервно–психических процессов, в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуально-речевой сфере и в меньшей степени — в сенсомоторной.
Деменция — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Носит проградиентный характер.
В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга, воспалительных заболеваниях мозга, а также вследствие сотрясений и ушибов мозга.
Слайд 4 Степени умственной отсталости согласно МКБ-9 (до 1999 года)
:
Дебильность - самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода. При не резко выраженной дебильности ребёнок может внешне мало отличаться от сверстников.
Имбецильность - средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии. Долгое время считалось, что лица с имбецильностью практически не обучаемы и им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Сейчас положение несколько изменилось. Для детей с данным нарушением интеллекта существуют адаптированные программы обучения.
Идиотия - глубокая умственная отсталость, чаще всего с полным отсутствием речи и мышления и потребностью в постоянном уходе и надзоре.
Слайд 5Степени умственной отсталости согласно МКБ-10
(после 1999 года) :
F-70 ( IQ
50-69) Легкая умственная отсталость
F-71 ( IQ 35-49) Умеренная умственная отсталость
F-72 ( IQ 20-34) Тяжелая умственная отсталость
F-73 ( IQ ниже 20) Глубокая умственная отсталость
Слайд 6Выделяют следующие диагностические критерии умственной отсталости:
психолого-педагогические: стойкое необратимое нарушение познавательной
деятельности в ранние этапы онтогенеза;
клинический: органическое поражение центральной нервной системы.
При отсутствии одного из вышеперечисленных диагностических критериев нельзя говорить об умственной отсталости
Слайд 7Причины умственной отсталости
Все причины умственной отсталости делятся на две
большие группы:
эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).
Эндогенные причины
1. Изменение наследственных структур (мутации).
2. Эндокринные заболевания и метаболические дефекты. Диабет матери может быть причиной отставания в умственном развитии ее ребенка.
3. Возраст родителей.
Экзогенные причины:
1. Высокий риск рождения ребёнка с УО связан с гипоксией плода у матерей страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями (сердечно-сосудистой недостаточностью, болезнями печени и почек)
2. Несовместимость родителей по Rh-факторам крови
3. Внутриутробная инфекция
4. Приём матерью некоторых лекарств, а так же алкоголя и наркотиков.
5. Работа родителей на вредном производстве - особенный вред в плане умственного развития ребёнка, наносит переизбыток свинца.
6. Даже острые или хронические стрессы матери во время беременности могут привести к рождению умственно не полноценного ребёнка.
Слайд 8Особенности
психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 9Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей
Патологическая инертность нервных и психических процессов;
Интеллектуальная
пассивность, равнодушие к происходящему;
Снижение мотивации деятельности;
Косность и стереотипность мышления;
Нарушение критичности мышления;
Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
Низкая точность и прочность запоминания;
Непреднамеренность запоминания;
Нарушения речи;
Низкая целенаправленность деятельности
Слайд 10Особенности развития речи
У детей с нарушением интеллекта нарушены все стороны речи: фонетическая,
лексическая и грамматическая.
У детей с лёгкой степенью умственной отсталости эти нарушения менее выражены.
В повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные предложения.
Для детей с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталости характерно глубокое недоразвитие речи.
- У одних из них речь появляется к 6-7- летнему возрасту.
- У других («безречевых детей») речь не возникает вообще и почти не развивается в течение ряда лет.
Слайд 12Память
Особенности памяти у детей с лёгкой степенью снижения интеллекта
-
замедленный темп усвоения;
- непрочность сохранения;
- неточность воспроизведения.
У детей с умеренной, тяжёлой и глубокой УО ещё более низкий уровень.
Однако на фоне интеллектуальной неполноценности могут наблюдаться поражающая механическая или зрительная, или слуховая память, музыкальные способности, любовь к музыке, творческие способности.
Слайд 14Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей
Все интересы детей
направлены на удовлетворение своих потребностей, причем именно в текущей деятельности.
Эмоции отстают в развитии. Присутствует нестабильность чувств. При лёгкой степени умственной отсталости эмоции в основном сохранны, поэтому дети в доступных их пониманию ситуациях действуют адекватно.
Однако эмоции отличаются:
- отсутствием оттенков переживаний;
- незрелостью;
- неустойчивостью;
- слабостью воли.
Дети с глубокой умственной отсталостью значительно различаются по эмоциональному настрою.
- У некоторых наблюдается нестабильность эмоционального состояния,
-негативизм, они конфликтуют с детьми.
Другие эмоционально адекватны, ласковы, привязчивы.
Все дети с подобным нарушением эмоционально зависимы от взрослых и социально беспомощны.
Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний значительно снижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.
Особенности деятельности детей с УО заключается в своеобразии целей, мотивов и средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность.
Слайд 15Моторно-двигательная сфера
Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера детей с нарушением
интеллекта. У детей с лёгкой умственной отсталостью она не имеет выраженных нарушений, но при пристальном наблюдении всё равно заметна их неловкость, не скоординированность, особенно это касается мелкой моторики.
Наибольшие трудности они испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией и мелкими движениями пальцев рук, что негативно сказывается на овладении ими письмом и некоторыми трудовыми операциями.
У детей с более выраженными интеллектуальными проблемами ( с умеренной и.т.д.) недоразвитие двигательной сферы страдает ещё сильнее, даже при отсутствии параличей и парезов.
Слайд 17Основные направления коррекционно-педагогического процесса в коррекционных группах для умственно отсталых детей
в ДОУ
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Слайд 18Коррекционные задачи
Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на
развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка,
во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
Слайд 19Образовательные задачи
Блок образовательных задач направлен на обучение детей
способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Слайд 20Рекомендации по работе с детьми с умственной отсталостью
1.Относитесь к ребенку спокойно
и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Приемы:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива - «Нам это нужно для...»
(«Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
(«Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
Слайд 215.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Приемы:
Отмечайте достижения ребенка, а
не неудачи.
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Слайд 22Особые образовательные потребности детей
с умственной отсталостью
Слайд 23Раннее получение специальной помощи средствами образования
Дети с интеллектуальными нарушениями обучаются
по специальным адаптированным образовательным программам, необходимость в которых прописывается Психолого-Медико -Педагогической Комиссией
Школьному периоду образования ребёнка должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, где проводится работа с ребёнком, так же по адаптированным для его нарушения программам.
В школьном возрасте детям с лёгкой степенью отсталости выделяется подготовительный класс, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапом.
Слайд 24Содержание образования
Содержание образования для детей с интеллектуальными нарушениями существенно меняется по
сравнению с образованием детей с нормой интеллектуального развития.
На разных этапах образования в содержание включается дополнительные специфические предметы.
В раннем и дошкольном возрасте в программу обучения обязательно включается формирование Культурно-Гигиенических Навыков (КГН), в случае с умеренной и более сложными формами интеллектуальной недостаточности этот учебный предмет сохраняется и на протяжении всего школьного обучения.
В программу обучения этих детей обязательно включается такой предмет, как развитие Сенсорного Восприятия, Обучение Игровой Деятельности. Всем привычные в детском саду Формирование Элементарных Математических Представлений (ФЭМП) меняется на Формирование Элементарных Количественных Представлений (ФЭКП). Многие вычислительные математические действия не доступны детям с нарушением интеллекта, но при этом нам, как специалистам нужно дать ребёнку хотя бы представление о счёте, о весе, о размере и научить его элементарным математическим действиям.
Слайд 25Использование специфических методов и приёмов обучения :
- широкая опора
на наглядность;
-
предметно практическая
деятельность;
- метод «малых порций»;
- стимулирующие методы;
- игровые приёмы;
- использование памяток,
инструкционных карт и др.
Слайд 26Особая организация обучения
Детей с лёгкой
степенью вполне можно привлекать к коллективной работе на занятии, с ними эффективны работы в подгруппах и небольших группах.
С детьми с умеренной и более сложными видами умственной отсталости работа должна проходить исключительно индивидуально с использованием Специальной Индивидуальной Программы Развития (СИПР). Требуется ли конкретному ребёнку СИПР определяет ПМПК, а вот составляется эта программа непосредственно в образовательной организации всеми специалистами занимающимися с этим ребёнком.
Слайд 27Расширение границ образовательного пространства
Образовательное пространство
для детей с подобным нарушением следует максимально расширять.
Отдельные уроки организовывать, как в форме классных занятий, так и уроков экскурсий, которые проходят в естественных условиях: в магазине, кафе, поликлинике, общественном транспорте и т. д.
Начинать можно просто в помещений детского сада (школы) — кухня, спортивный зал, кабинет заведующего, другие группы и.т.д.
Слайд 28«Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без
голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета»