Слайд 1МБОУ «Лицей №8»
Основные трудности изучения русского языка в 1 классе.
Матвиевская И.Н.
Слайд 2Устранение дефектов звукопроизношения
1. Уточнение произношения звуков
(артикуляционная гимнастика, игры
на подражание, чистоговорки, скороговорки, игры)
2. Развитие мелкой моторики рук
(песочная терапия, пальчиковые игры)
Слайд 3Развитие фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа и синтеза слов
дифференциация
сходных по звучанию звуков (шипящих и свистящих , глухих и звонких, твердых и мягких)
преобразование слов
слоговой анализ
работа над интонационной выразительностью
Слайд 4 Примеры заданий
1. Из каждого слова возьмите
только первые слоги, составьте новое слово
а) автомобиль, тормоз – ав-тор
б) колос, рота, ваза – ко-ро-ва
в) кора, лото, боксер – ко-ло-бок
2. Возьмите только вторые слоги
а) змея, рама – я-ма
б) пуговица, молоток, лава – го-ло-ва
в) укор, бузина, тина – кор-зи-на
Слайд 5 Преобразование слов путем наращения звуков и букв, перестановки звуков
а)
в начале слова:
рот – крот, мех – смех, Оля – Коля, дочка – удочка
б) в конце слова:
шар – шарф, бок – бокс, стол – столб, лис – лист, лиф – лифт;
в) перестановка звуков:
пила – липа
палка – лапка
карп – парк
гора – рога
Игра «Заколдованные слова»
Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки.
Слайд 6Примеры заданий
Игра «Третий лишний
Смелый, храбрый, смелость
Печурка,
печать, печка
Диван, диванный, удивлённый
Лев, левый, налево
«Вставь слова»
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело -…… .
Не впервой волку зиму……… .
Всё живое хочет ………. .
Хвати тебе, молодцу, горе …….. .
«Поставьте ударение»
Поля покрылись снежной пеленой. За работой Поля всегда пела. На горе росла берёза. У Стёпы случилось горе.
Придумайте слова, в состав которых входит какое-нибудь число:
1 – единица, единство, одинокий, однажды;
2 – вторник, двойник, двойка, двойняшка, двушка, двустволка.
3 - …
4 - …
Слайд 7
«Найди пару»
В час по чайной ложке.
Мало
Рукой подать. Медленно
Повесить нос. Много
Раз, два и обчелся. Близко
Куры не клюют. Худой
Кожа да кости. Грустить
Найдите глаголы, употреблённые в переносном значении.
Солнышко запело на свободной воле,
Поле засопело – пробудилось поле.
Ветерок очнулся, заморгал спросонок,
Тополь отряхнулся шумно, как телёнок.
Море почему – то всё ещё зевает.
Вот какое утро раннее бывает
Слайд 8
Игра «Путаница»
Составьте два предложения: «Стоят, вазе, в, цветы, орехи,
в, белка, дупло, прячет».
Игра «Пропавшие слова»
Тишина царит в дремучем … Черные … затянули солнце. Умолкли … Вот-вот начнется … .
Игра «Закончи предложение»
Пуфик залез на дерево, которое ……..
Пуфик залез на дерево, потому что ……
Пуфик залез на дерево, где ………….
Пуфик залез на дерево, когда ……….
Слайд 9Развитие связной речи
Обучение полным развернутым ответов на вопросы
Построение сложносочиненных
и сложноподчиненные предложений
Работа над умением связно изложить смысл услышанного или прочитанного
Составление плана и формирование умения правильно оформить текст на письме.
Слайд 10Виды работ по развитию связной речи
Составь подписи к картинкам.
Записи по
наблюдениям.
Изложение повествовательного характера.
Изложение описательного характера.
Сочинение.
Слайд 11Примеры заданий
«Придумай сказку, зная начало (конец)»
«Закончи рассказ»
«Собери текст»
«Составь вопросы»
«Напиши рассказ
по опорным словам»
Слайд 12
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Слайд 13Перечисли всё, что ты видишь на картинке
Слайд 15Перечисли все предметы, которые ты видишь
на картинке
Слайд 16Перечисли всё, что изображено на картинке
Слайд 18Узнай и назови заштрихованные буквы
Слайд 22
Занимательные упражнения
на занятиях обучения грамоте.
Слайд 23Составь из «рассыпавшихся» слогов четыре слова.
НО КИ
Слайд 24
Замени согласную букву на конце слова так, чтобы получилось новое слово.
сыр – сы н сон – со к
кот - ко д
сук – су п
стоп – сто л
Слайд 25Замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово,
а где возможно – несколько слов.
Точка –
Балка -
Ком –
Педаль –
дочка; почка
Ппалка; галка
сом
том
сомто
медаль
Слайд 26
На этой осе в октябре позолота
А эта растет на лугу
у болота
Эта оса на луну улетает
о - - - -
ос - - а
-ос - - - а - -
«Шесть ОС»
Слайд 27
Эта на солнце худеет и тает
С этою спит в колыбели
малыш
Эта по классу крадется
как мышь
- ос - - - - а
- ос - а
- о - с - - - - а
«Шесть ОС»
Слайд 28 4 станция «Звуковка»
.
Подбери к картинкам схемы
Слайд 29
Дополни предложения подходящим по смыслу словом:
На дереве раскрылась почка .
Бочка по морю плывёт .
Слайд 30Дополни предложения
подходящим по смыслу словом:
плещут – блещут
В синем небе звёзды
блещут .
В синем море волны плещут .
Слайд 31Результаты работы
У некоторых учащихся полностью исчезли отдельные виды дисграфии
У всех учащихся
повысилось качество обучения по русскому языку и литературе (мониторинг качества общей успеваемости по русскому языку и литературе)
Повысилась речевая активность детей. Устные ответы детей стали более полными, развернутыми, точными, правильными. Усилилось регулирующая и направляющая роль речи
Улучшилась общая и мелкая моторика у детей.
Можно отметить, что у детей появились навыки планирования учебной деятельности и самоконтроль.
Слайд 32В результате целенаправленной работы у детей:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.