Слайд 2Дважды Герой Советского Союза, лауреат государственной премии, заслуженный лётчик-испытатель СССР.
АМЕТ-ХАН СУЛТАН.
25.10.1920
- 01.02.1971
Слайд 3Амет-Хан Султан родился 20 октября 1920 года в городе Алупке. Отец
летчика, Султан, являющийся по национальности дагестанцем, был обычным работником, а мать, крымская татарка Насибе, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Их дом, расположенный у подножья гор, напоминал гнездо ласточек.
Слайд 4Амет-Хан, как и все приморские мальчишки, с детства мечтал о путешествиях
в дальние страны.
Слайд 5В мае 1935-го года в Алупке проводился национальный праздник Хыдырлез, на
котором будущий летчик победил в борьбе- куреш. Присутствующий на мероприятии директор Артека наградил талантливого парня путёвкой в лагерь, в котором Амет-Хан Султан впервые увидел самолет.
С того момента он жил мечтой подняться в небо.
Слайд 6Это желание привело его в Симферопольский аэроклуб, а позже -
как один
из лучших курсантов аэроклуба был направлен для дальнейшей учёбы в Качинскую школу военных лётчиков.
Летает отлично и с большим желанием, усваивает лётную практику быстро и прочно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив.
Из выпускного аттестата.
Слайд 8Великая Отечественная Война началась для молодого лётчика-истребителя с рассвета 22 июня
в Ярославле. В первые же часы войны Амет-Хан Султан понял, что воевать придётся с опытным и коварным врагом. Все последующие дни шли ожесточённые напряжённые бои. Амет-Хана чаще других стали посылать на воздушную разведку. Постепенно за ним закрепилась слава неуязвимого лётчика - разведчика.
Слайд 931 мая 1942 года в небе над Ярославлем Амет-Хан Султан таранным
ударом сбил фашистский бомбардировщик Ю-88, за что ГКО(городской комитет обороны) Ярославля наградил героя именными серебряными часами… Это была первая настоящая победа героя.
Слайд 10За проявленную храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за
успешное проведение многочисленных боевых вылетов, за сбитые им лично 30 самолётов противника разных типов, за 19 самолётов врага сбитых в групповых боях Амет-Хан Султан удостоен звания дважды героя Советского союза.
Слайд 12Амет-Хан Султан прошел всю войну, от первого до последнего дня. Менялись
самолеты от устаревшей «Чайки» до знаменитого «Ла-7», рос список сбитых им вражеских машин, добавлялись награды.
Слайд 13На протяжении всей войны немецкое командование больше всего опасалось авиаполка Амет-Хана
Султана, которого фашисты за его демонические танцы в небе прозвали Черным дьяволом.
Слайд 14После войны фронтовик поступает в военно - воздушную академию, но 7
классов средней школы не хватает, чтобы учиться. Вскоре он бросает академию. Специальности кроме лётной у него нет, высшего образования тоже нет. За плечами только война. Вернуться же к любимому делу в мирные послевоенные дни оказалось гораздо сложней. Только в феврале 1947 года Амет-Хан становится рядовым летчиком-испытателем Летно- исследовательского института и начинает осваивать новую профессию.
Слайд 15В одном из полётов Амет-Хан не собирался отцепляться, не запускал двигатель,
но тут почувствовал ,что он отцепился. Где-то что-то замкнуло и он с незапущенным двигателем стал падать. Самолёт камнем летит вниз. Перед лётчиком выбор катапультироваться или спасти машину. Лётчик-испытатель принимает решение остаться в кабине. Уже перед самой землёй он всё же запускает двигатель и совершает удачную посадку.
Слайд 16Авторитет Амет-Хана Султана непререкаем. Его любят и уважают все. Лётчики и
конструкторы прислушиваются к его мнению.
Слайд 17
Очень часто друзья вспоминали,
Не скрывая скупых мужских слёз,
Как они Амет-Хану задали
На
его юбилее вопрос:
"Амет-Хан, ты ответь, а что будет,
Если б ты уж своё отлетал?"
И никто никогда не забудет
Притчу, что Амет-Хан рассказал:
"Когда старый орёл понимает,
То, что смерти минута пришла,
Он в последний полёт улетает,
Дома смерть не застанет орла.
Он летит высоко, близко к солнцу,
Восхищаясь полётом, родня
Знает, что он уже не вернётся.
Может так будет и у меня".
Слайд 18Орлы никогда не умирают на земле. Чувствуя приближение смерти, они из
последних сил летят вверх, а потом складывают крылья и камнем падают на землю. Поэтому Орлы умирают в небе, на землю они падают уже мёртвыми.
Слайд 19Слова оказываются пророческими. 1 февраля 1971 года при испытании двигателя нового
самолёта Амет-Хан Султан вместе с экипажем трагически погиб.
Слайд 20Он прожил короткую (всего 51 год), но героическую жизнь, навсегда прославив
не только себя, свою семью и родные места, но и свой народ.
Слайд 21Похоронен в Москве
на
Новодевичьем кладбище.
Слайд 22Награждён
3 ордена Ленина
Орден Красной
Звезды
5 орденов
Красного Знамени
Орден
«Знак Почёта»
Орден
Александра
Невского
Орден
Отечественной
войны 1-й степени.
Слайд 23Имя Амет-Хана Султана было вписано в историю мировой авиации.
Его имя носит
площадь в Симферополе, улицы в городах Крыма, а также улица в Волгограде, Махачкале, горный пик в Дагестане. Его именем названы аэроклуб, школы, в Алупке работает музей имени Амет-Хана Султана, а в покоренном им небе летает планета, названная его именем.
Слайд 24Аэропорт в столице Дагестана Махачкале назван в честь дважды Героя Советского
Союза, легендарного лётчика-испытателя Амет-Хана Султана.
Слайд 25В 1993 году был открыт музей Амет-Хана Султана в Алупке.
Слайд 2617 мая 2013 года состоялась премьера долгожданного фильма "Хайтарма". В фильме
повествуется о жизни легендарного лётчика и трагической дате в истории его народа.