Слайд 1Подготовила: Каблукова Ирина Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№1» г.Бодайбо
Иркутской области
«Основы религиозных культур
и светской этики» -
новый учебный предмет в учебном плане начальной школы
Слайд 2«Основы религиозных культур и светской этики» -
новый учебный предмет в учебном
плане начальной школы
Слайд 321 июля 2009 г. на совещании с лидерами религиозных конфессий Президент
Д.А. Медведев поддержал инициативу преподавания в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Слайд 4Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ
Закон «Об образовании» (2007 г.),
устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Поручение Президента РФ (от 02.09.09, Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства РФ (от 11.09.09, ВП-П44-4632)
ФГОС начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г. №17785)
Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.
Слайд 5КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Слайд 6Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЦЕЛЬ КУРСА
КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 7КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Основной подход курса – культурологический
Базовые понятия
культурная традиция
мировоззрение
духовность
нравственность
Слайд 8Термин «духовность»
В философии ХХ века духовность человека понималась как стремление к
абсолюту нравственных истин.
Это стремление и опыт порождают высшие способности: разумность, дар речи, волю, совесть, свободу, интуицию, высокие эстетические чувства, творческую активность, открытость в самопознании и в самоопределении, жажду совершенства, способность к любви и служению.
Духовность это также и умение устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с другими людьми, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за других людей и все живое на земле.
Слайд 10КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Основной принцип ОРКСЭ - поликультурность
Все модули согласуются по педагогическим целям, задачам, требованиям
Слайд 11Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя
6
модулей:
1. Основы православной культуры;
2. Основы мировых религиозных культур;
3. Основы светской этики;
4. Основы исламской культуры;
5. Основы буддийской культуры;
6. Основы иудейской культуры.
Слайд 12Общие темы для изучения:
Россия – наша Родина.
Золотое правило этики.
Любовь
и уважение к Отечеству.
Семья, семейные ценности.
Милосердие и сострадание.
Национальные традиции.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 13КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Освоение школьниками курса должно обеспечить
понимание значения нравственности, морали
формирование представлений об основах религиозных культур и светской этики
формирование уважительного отношения к различным традициям
укрепление преемственности поколений
Слайд 14Основа школьного урока ОРКСЭ
Основа урока- это формирование духовного мира ребенка, его
нравственного «стержня», в центре которого лежит стремление к Красоте, Добру, Правде, к тому, что возвышает человека.
В нерасторжимом единстве основной педагогической формулы «Обучение – воспитание» акцент перенесен на воспитание.
Слайд 15Результат освоения ОРКСЭ
Школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура
имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Слайд 16ОСНОВЫ православной культуры
В России основной культурообразующей религией исторически является Православие.
Поэтому модуль
«Основы православной культуры» имеет ценность не только для тех, кто исповедует Православие. Если человек искренне стремится к тому, чтобы знать и глубже понимать отечественную историю, литературу, искусство и все то, чем жили наши предки, то он должен иметь представление о Православии. Ведь именно Православие является историческим основанием культуры и государственности России.
Слайд 17Модуль:
«Основы православной культуры»
Цель :
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа.
Преподавание курса не предусматривает обучения религии
Слайд 19 Модуль:
« Основы православной ультуры»
Происходит приобщение детей к таким нравственным
ценностям, как свобода, совесть, разум, доброта, любовь, о которых они слышали, но вряд ли размышляли. Они должны понять, что человеку дана свобода, предполагающая ответственность за свои поступки.
Слайд 20Семья рассматривается как нравственная ценность, как духовный союз любящих и заботящихся
друг о друге людей. Тема Родины, гражданственности, любви к родной земле.
Защита Отечества рассматривается как служение Отечеству в традициях ратного подвига, как готовность защищать Родину с оружием в руках, а любовь к Отечеству — как важнейшее моральное качество православного человека.
Слайд 21Чему учит золотое правило?
Прежде чем сделать что-либо, нужно оценить последствия поступка
и задать вопрос:
«Каково было бы мне,
если бы так поступили со мной?»
Слайд 22 Золотое правило является общечеловеческим постулатом. В той или иной форме оно
фигурирует в Евангелии, Талмуде, Махабхарате, изречениях Будды и Конфуция. Первое упоминание о нем относится к середине первого тысячелетия до нашей эры.
Золотое правило – это канон отношений между людьми. Словно камертон, он помогает сверять наши поступки. Руководствуясь этим нехитрым изречением, мы можем строить надежные и благоприятные для нас взаимоотношения.
Слайд 23Школьная конференция по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики.
Слайд 26Областная научно – практическая конференция
по Православной культуре
«Кирилло – Мефодиевские
чтения»
Тема: «Православие в г.Бодайбо и районе»