Слайд 1Организация творческого занятия по музейным встречам с родителями
Подготовила:
Воспитатель Лагода И.Г.
Сургут,
2019
Слайд 2В статье 18 ФЗ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте".
В своей работе педагоги должны постараться создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями станет обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребёнка.
Слайд 3Большая часть наших детей не была в музее. Причины самые разные.
Многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения: "Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить".
А другим папам и мамам не приходит в голову такая идея экскурсий. Как же привлечь внимание родителей к музеям?
Слайд 4Прежде всего необходимо провести предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение
знаний и представление детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки.
Слайд 5В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот при
создании своими руками мини-музеев задействуется ум, сердце и руки ребенка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мастер-класс в ИКЦ «Старый Сургут» «Народная игрушка свинка из глины»
Слайд 6Мастер-класс в ИКЦ «Старый Сургут» «Народная игрушка свинка из глины»
Слайд 7Совместно с мамой и папой дети могут изготавливать экспонаты своими руками,
оформлять из них экспозиции. Совместная работа способствует стимулированию познавательной активности детей, сближению родителей и детей, делает их настоящими партнёрами.
Мастер-класс по тестопластике «Русская народная игрушка Свинка» в группе «Колокольчики» НП «ЦВПД»
Слайд 8Темы для творчества могут быть самыми разными. Например салфетки, ёлочные игрушки,
глиняные свистульки, изделия из теста, открытки…
Мастер-класс по тестопластике «Русская народная игрушка Свинка» в группе «Колокольчики» НП «ЦВПД»
Слайд 9Музейная педагогика помогает заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников,
с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи. От участия родителей в работе выигрывают все. Дети - дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.
Мастер-класс в ИКЦ «Старый Сургут» «Свистулька – уточка из глины»
Слайд 10Мастер-класс в ИКЦ «Старый Сургут» «Подсвечник из глины»
Вот такие подсвечники получились
Слайд 11При организации творческого занятия по музейным встречам можно использовать тематику:
Русская народная
культура:
Тема № 1: «Внешний облик русского человека» (например, НОД «Рассматривание русского народного костюма», НОД «Знакомство с образами дедушки и бабушки»,);
Тема № 2 : «Жилище. Изба. Внешний вид избы» (НОД «Роль Петуха в жизни человека);
Тема № 3: «Внутреннее убранство избы» (печка, умывальник, коромысло, вёдра, половики, сундук, люлька, деревянная кровать, лавка, посуда, самовар и т.д.);
Тема № 4 «Защитники Отечества. Богатыри»;
Тема № 5: «Традиции на Руси. Чаепитие» (например, образовательная ситуация «Знакомство с сервизом», «Самовар - символ домашнего уюта», «Разновидности самоваров», «Напитки в русской семье», «Чаепитие в гостях» и т.д.);
Тема № 6: «Традиции на Руси. Развлечения» (например, образовательная ситуация «Что такое ярмарка»; Хороводные игры на Руси);
Тема № 7: «Русская народная игрушка».
Краеведение в детском саду (НОД «Родной край» или НОД «Мой край – Югра»; НОД «Народы Севера – Ханты и Манси» или НОД «Коренные жители Югры – Ханты и Манси, НОД «Традиции и обычаи народов Севера», «Быт народов Севера» и т.д.;
Государственные праздники (например, День Космонавтики, День Победы, День России, День народного единства и т.д.)
Слайд 12Через формирование "образа музея" мы знакомим родителей с задачами развития ребенка
через музейную педагогику, привлекаем родителей к проведению активного досуга, вовлекаем их в познавательный диалог с детьми и приобщаем к совместной работе с воспитателем по изготовлению экспозиционных работ.
Формы работы с родителями:
Мастер-классы по изготовлению экспонатов;
Совместные досуги, развлечения, например, досуг
«Волшебный сундучок», игра-путешествие
«Родной край»; «Проводы Зимы. Масленица»;
Экскурсии;
Прогулки по историческим местам;
Беседы: «Русская народная песня», «Русская печь», «Русская изба» и т.д.;
Создание тематических альбомов, кроссвордов, ребусов, рассказов;
Создание тематических выставок, мини-музеев в группе;
Пошив костюмов.
Слайд 13Конспект совместного досуга с родителями «Наша изба» (младший дошкольный возраст)
Цель: 1.
Формировать представление о предметах обстановки избы (внешний вид, назначение).
2. Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов: мебель, стол, лавки, табурет, шкаф, полки, сундук, люлька «лежанка», колыбель, печь; слова - дощатый, укладывать, хранить, освещать, ажурный, кружевной, светец, узорчатый, расписной, уютно, удобно.
3. Воспитывать интерес к предметам русской старины.
Материал к занятию: предметы обстановки русской избы (иллюстрации), игрушки: кошка, собака.
Организация занятия: Дети находятся в фольклорной избе, одетые в русские народные костюмы.
Слайд 14Краткий ход занятия:
Игра на сближение, чтобы установить контакт с родителями
и раскрепостить их.
Сюрпризный момент. В гости к детям приходит Кошечка или Собачка (традиционные герои русского фольклора) или Медвежонок и приглашают их в гости в избу.
Рассматривание предметов обстановки избы (внешний вид, назначение).
Дидактическая игра «Чего не стало».
Театр в избе «Репка».
Загадки
Хороводная игра, например, «Домовой».
Потешки
Подвижные русские народные игры, например, «Салки»,
«Горелки», «Гори, гори ясно!» и т.д.
Слайд 15В обычном музее ребенок - лишь пассивно созерцатель, а здесь он
- соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый созданный своими руками мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мастер-класс с родителями по тестопластике «Подкова - Оберег» в группе «Колокольчики» НП «ЦВПД»
Слайд 16Мастер-класс с родителями по тестопластике «Подкова - Оберег» в группе «Колокольчики»
НП «ЦВПД»
Подковки, сделанные детьми совместно с родителями на мастер-классе «Подкова-оберег».
Слайд 17В образовательной программе Н.Б. Кутьиной «Ребёнок 21 века. Воспитание культурой. Русская
народная культура» разработана сетка занятий, которая может использоваться в детских садах:
Слайд 18В образовательной программе Н.Б. Кутьиной «Ребёнок 21 века. Воспитание культурой. Русская
народная культура» разработана сетка занятий, которая может использоваться в детских садах:
Слайд 19В образовательной программе Н.Б. Кутьиной «Ребёнок 21 века. Воспитание культурой. Русская
народная культура» разработана сетка занятий, которая может использоваться в детских садах:
Слайд 20В образовательной программе Н.Б. Кутьиной «Ребёнок 21 века. Воспитание культурой. Русская
народная культура» разработана сетка занятий, которая может использоваться в детских садах:
Слайд 21Заключение
Результаты работы педагогов свидетельствуют о востребованности музеев, об огромных потенциальных возможностях
использования этой работы в процессе патриотического, нравственного, трудового, умственного и эстетического воспитания детей.
Слайд 22Список используемой литературы:
1. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.пособие/
Б.А. Столяров. – М.: Высш. шк., 2004 – 216 с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.
3. Арт-терапия музейными средствами: методическое пособие / Сост. Т.С. Буйнова, Е.В. Широких. – Ханты-Мансийск, 2013. - 36 с.
Слайд 23Список используемой литературы:
4. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. Ред. Э.А.
Шулепова. Изд.2-е, испр. – М.: Книжный дом «Либроком», 2010. – 432 с.
5. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Интеркультурная педагогика младшего возраста: учебник / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. – М.: ФОРУМ, 2015. – 400 с.
6. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 176 с.
Слайд 24Список используемой литературы:
7. Кутьина Н.Б. Программа «Ребёнок в 21 веке. Воспитание
культурой». - СПб.:«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с. + цв. вкл. 8 с.
8. Кутьина Н.Б. Образовательная программа для детских садов «Ребёнок XXI века. Воспитание культурой. Русская народная культура». – Издательство «Союз художников», СПб., 2011. – 128 с., илл.