Слайд 1
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Слайд 2
Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний,
умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
И. П. Подвласов
Слайд 3
Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться
целой системой мер по её дальнейшему предотвращению.
Слайд 4
Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:
Недостаточное семейное воспитание.
Пробелы в фактических
знаниях.
Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость,
организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения.
Слайд 5
Трудности школьника, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут
иметь самые различные причины:
Слабое состояние здоровья.
Несформированность приемов учебной деятельности. Если психологопедагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то учащийся заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки.
Недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;
Недостаточное развитие мотивационной сферы, что является в первую очередь приоритетом семейного воспитания.
Слайд 6Особенности неуспевающих учащихся:
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень
интеллектуального развития;
отсутствие познавательного интереса;
не сформированы элементарные организационные навыки;
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.
Слайд 7Особенности неуспевающих учащихся
нет опоры на родителей как союзников учителя –
предметника;
дети, в основном, из асоциальных семей;
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Слайд 8Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим
признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
2. Несформированность учебных навыков.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
4. Отсутствие познавательного интереса.
5. Несформированность произвольной сферы.
6. Конфликтные отношения
7. Низкий познавательный интерес
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
9. Низкая работоспособность
Слайд 9
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях
и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Слайд 10«ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК»
“ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК”
Слайд 11Учитель
Ученик
нужны знания, но при
этом не прикладывает усилий
учитель ставит
“2” –
проблемы с администрацией
и классным руководителем;
учитель ставит “3” - но знаний у учащихся нет.
Слайд 12Родители
Учитель
родителям нужно, чтобы у ребенка были знания, но при
этом нет контроля и помощи детям с их стороны;
учитель, по мнению родителей, выступает в роли “монстра”, “надзирателя”;
учителя иногда отчитывают родителей даже в присутствии ребенка, при этом не всегда давая конкретные советы
родители в свою очередь обвиняют учителей в некомпетентности в присутствии детей;
сами учителя не всегда видят выход из создавшейся конфликтной ситуации
Слайд 13Учитель
Администрация
Администрация требует :
хороших знаний учащихся;
высоких показателей;
бесконфликтных
отношений
с учениками и родителями.
Что остается делать учителю,
если классы у него слабые
и он ещё и классный
руководитель
в этих классах ?
Слайд 14Учителю становится “тоскливо” от “безысходности”
У учителя опускаются руки,
нет желания
идти на работу
Ученик предпочитает улицу, случайных знакомых, «вредные привычки» занятиям в школе
Слайд 15
Какой же выход из создавшейся ситуации?
Как помочь ученику, учителям и
родителям выйти из “неподвижного треугольника”?
Слайд 16Задачи педсовета
Систематизировать теоретические знания по теме.
Провести психолого-педагогическую диагностику
слабоуспевающих учащихся.
Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников.
Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.
Превратить “жёсткий треугольник” в “подвижный четырёхугольник”
Слайд 17
Ученик
Родители
Администрация
Учитель
Слайд 18ВЫВОД
Чтобы предотвратить
неуспеваемость учащихся,
нужно так организовать учебный процесс,
жизнь учащихся
в школе и в классе,
чтобы вызвать и развить у учащихся
внутреннюю мотивацию учебной деятельности,
стойкий познавательный интерес к учению.
Слайд 19Задачи педсовета
Программа (план) работы педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости /работе
со слабоуспевающими учениками».
Индивидуальные адаптивные программы для слабоуспевающих обучающихся.
Психолого – педагогическая характеристика учащегося (классного руководителя для учителей).
Педагогические консилиумы (1-4-5-9-10-11 классы).
«Индивидуальная карта учащегося» учителя-предметника.
ВШК (посещение уроков, собеседование, консультации, индивидуальные занятия с ребенком и родителями), моральное и материальное стимулирование учителя.
Слайд 20
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень.
Но
каждый
ребенок
должен
самореализоваться.
Слайд 21
Педагогика сродни терапии: она всегда
должна возвращать ребенку его физическое
и
психическое здоровье.
Но всегда ли нам это удается?
Слайд 22
Таким образом, рождается идея создания индивидуальной образовательной программы работы со слабоуспевающими
и неуспевающими учащимися.
Слайд 23Деятельность учителя
1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с целью
выявления уровня обучаемости.
2. Использовать на уроках различные виды опроса.
3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика.
4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему письменную работу в первый день занятий после болезни или отсутствия в школе по уважительной причине.
5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся должен освоить указанную тему, и в случае затруднения проконсультировать его.
Слайд 246. Учитель должен выставлять полученные учащимся неудовлетворительные оценки
в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
7. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося.
8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с психологом и социальным педагогом)
9. Учитель-предметник должен прогнозировать четвертные оценки за 2 недели до окончания четверти.
Слайд 25Пути достижения высокой успеваемости:
правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей
ее ликвидации;
высокое качество уроков;
использование передовых методов в обучении;
реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом;
четко поставленный контроль за учебным процессом.
Слайд 26
Подводя итог …
при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее
ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт семьи ученика с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного уровня развития.