Слайд 1Воспитатель старшей группы
МДОУ детского сада «Звёздочка»
ДУДКИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Слайд 2УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Город, в котором с тобой мы
живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она азбука над головой,
Знаки развешаны вдоль мостовой,
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Я.Пишумов
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка
научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин.
Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного
движения является задачей государственной важности.
Причины ДТП с участием детей:
несоблюдение правил при выходе из-за стоящего общественного транспорта,
езда на велосипеде по проезжей части,
незнание детьми правил дорожного движения,
отсутствие наблюдательности и внимательности,
неумение быстро и адекватно реагировать в опасной ситуации.
Именно на этом этапе важно сформировать у детей модель безопасного
поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать
адекватно конкретной реальной дорожной ситуации.
Слайд 3ТЕМА ОПЫТА:
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим
масштабам
и тяжести травм имеет все признаки национальной
катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-
транспортным травматизмом.
Федеральный закон от10.12.1995г №196-ФЗ « О безопасности дорожного движения»;
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.02.2006№100;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки от 20.07.2011г №2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная
и правильная подготовка самых маленьких у частников дорожного
движения– детей.
Уже с младшего дошкольного возраста начинается подготовка
к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода.
Слайд 5НОВИЗНА ОПЫТА
Главной задачей дошкольного образовательного учреждения является
сохранение жизни
и здоровья воспитанников. Именно поэтому ФГТ
предусматривают выделение в ООП отдельной образовательной
области « Безопасность».
Решить задачи обучения дошкольников правилам дорожного
движения в полном объёме возможно только путём интеграции
образовательной области « Безопасность» с другими
образовательными областями, обеспечивающей целостность
образовательного процесса.
Новизна опыта состоит в том, что я стремлюсь действовать в логике
интегративного подхода и использовать современные образовательные
технологии, тем самым реализовывая ФГТ в целях формирования
у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах
и улицах города .
Слайд 6 ЦЕЛЬ ОПЫТА:Формирование и развитие у дошкольников
умений и навыков безопасного поведения
на улицах и дорогах города
Слайд 7ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
Первым учителем, который может помочь обществу
решить проблему
дорожно-транспортного травматизма должен стать родитель.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых.
Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на
улице.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что только в тесном
содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые
навыки культурного поведения на улице, только совместными усилиями
воспитателей и родителей возможно научить наших детей навыкам
безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Моя задача- создать условия для усвоения и закрепления знаний
и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города как
у дошкольников так и их родителей, чтобы у них выработалась жизненно
важная привычка соблюдать правила дорожного движения .
Слайд 9Этапы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД
Слайд 10Принципы построения
образовательного процесса
Слайд 11Планирование по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ
Транспорт.
Улица.
Движение транспорта
и пешеходов.
Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
Правила поведения в транспорте.
Велосипед, самокат.
АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
НОД ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ
БЕСЕДЫ
ЧТЕНИЕ
ДОСУГИ
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 12« Уголок безопасности»
Макет улицы;
красочные атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
наглядный материал:
- транспорт различного
функционального назначения;
-настольно – печатные игры;
-дидактические игры по ПДД;
-плакаты и иллюстрации,
сюжетные
картинки, отражающие
дорожные ситуации;
-презентации по ПДД для
дошкольников;
-наглядный материал для работы
с родителями:
папки – передвижки,
- консультации.
Слайд 13Модель образовательного процесса
по обучению дошкольников правилам дорожного движения
Слайд 14Интегративный подход
в ознакомлении детей с ПДД
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕССТВО
ТРУД
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ФИЗКУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
Слайд 15«БЕЗОПАСНОСТЬ»
И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
По содержанию подвижные игры для обучения детей ПДД
можно условно классифицировать на:
игры, формирующие представления о знаках дорожного движения;
«Что нам скажет дорожный знак?»
игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика;
«Наш друг светофор»
игры, формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах их поведения.
«Как проехать?»
Слайд 16«БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ЗДОРОВЬЕ»
При обучении детей
правилам дорожного
движения использую
пальчиковые игры,
физкультминутки,
гимнастику для
глаз, логически связанные
с темой НОД и позволяющие
детям чередовать
умственную
и физическую нагрузку.
Слайд 17«БЕЗОПАСНОСТЬ»
И «ПОЗНАНИЕ»
Ознакомление дошкольников с окружающим миром
Разнообразные познавательные
беседы,
наблюдения на прогулке
ФЭМП
Дидактические игры на обучение
ориентировке в пространстве ,знание сигналов
светофора.
Алгоритмические игры, целью которых
является не только закрепление правил
дорожного движения, но и обучение
ориентировке в пространстве, развитие
монологической речи, логического мышления.
Конструирование
Планирование процесса возведения построек,
объединенных общей темой (улицы, машины,
дома)из различного строительного материала
и конструкторов; изготовление различных
видов транспорта из бумаги
конструктивной игры мультимед през
Слайд 18«БЕЗОПАСНОСТЬ» И «КОММУНИКАЦИЯ»
Беседы с использованием имеющихся
в детском саду картин по
правилам
дорожного движения
и иллюстрированным пособиям.
Работа с мнемотаблицами для
составления связного рассказа-
описания. Использование опорных
рисунков (картинок, схем) увлекает
детей, делает их рассказы более
чёткими, связными и последовательными,
превращает образовательный процесс
в занимательную игру.
Ситуативные беседы :«В автобус вошёл
пожилой человек», « Я перехожу
проезжую часть».
Дидактические игры «Дорожное – не
дорожное слово», «Угадай по описанию»
мнемотаблицы
Слайд 19«БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
• Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный»;
•
Жидков Б. «Что я видел, светофор»;
• Северный А. «3 чудесных цвета»;
• Клименко В. «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»;
• Турутин С. «Для чего нужен светофор»;
• Михалков С. «Моя улица», Велосипедист»;
• Маршак С. «Милиционер», «Мяч»
Сборники загадок о транспорте и поведении на дороге
«БЕЗОПАСНОСТЬ» И «МУЗЫКА»
Песни, музыкальные игры
являются неотъемлемой
частью театрализованных
представлений, праздников,
развлечений по ПДД.
Слайд 20«БЕЗОПАСНОСТЬ « И СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
Игра - один из важнейших видов
деятельности
ребенка, его самовыражения, способ его
совершенствования.
Возможность обучать детей посредством
познавательной деятельности – отличительная
особенность дидактических игр.
Система дидактических игр включает игры,
формирующие у детей представления:
о труде взрослых ( регулировщиков, дорожных рабочих и т.д.);
о транспортных средствах и других механизмах, помогающих людям в их жизни
и труде ;
о знаковой системе, разработанной людьми для безопасности дорожного движения
В сюжетно-ролевых играх дети учатся ролевому
диалогу, ролевой цепочки действий, в ходе
игровой деятельности закрепляют знания
о дорожных знаках, "дорожных ловушках",
правилах безопасного поведения.
Освоение основ ПДД происходит легче, если
в процесс познания включаются
театрализованные игры .
Очень эффективны нетрадиционные формы работы
с детьми: КВН, викторины, загадки, ребусы, кроссворды.
Значимую помощь в пропаганде безопасности
дорожного движение оказывает инспектор ГИБДД
Чуйков А.В.
Слайд 21«БЕЗОПАСНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Полученные в НОД знания
дети могут
отразить
в самостоятельной
продуктивной деятельности:
рисовании, лепке,
аппликации.
«БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ТРУД»
Изготавливаем атрибуты
для сюжетно- ролевых,
дидактических
и театрализованных игр
Фото труд
Слайд 22РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Деятельность по воспитанию культуры дорожного
движения
и предупреждению детского дорожно-
транспортного травматизма должна носить
многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками
детского сада.
Важная роль в формировании у детей правильного
поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит
родителям.
Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице.
Формы работы с родителями :
анкетирование;
памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
консультационный материал ;
папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
родительские собрания, с привлечение инспекторов ГИБДД;
совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
выставка совместных детско- родительских рисунков, поделок по ПДД.
Благодаря совместной деятельности родители начинают понимать свою ответственность
перед детьми и за детей.
Слайд 23РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Критерии оценки знаний и умений детей по ПДД
I. Уровень сформированности
представлений:
– о транспортных средствах;
– об улице (виды перекрестков);
– о правилах перехода проезжей части.
II. Знание дорожных знаков:
– предупреждающих;
– запрещающих;
– информационно-указательных;
– знаков сервиса.
III.Уровень культуры поведения детей
– на улице;
– в транспорте.
IV. Знание правил поведения на железной дороге
Кроме того, очень эффективны для проверки
знаний детей по правилам дорожного
движения перфокарты.
Слайд 24 Систематическая работа с детьми
по обучению правилам дорожного движения,
использование
эффективных, современных
методов и приемов, учет возрастных
особенностей дают положительные
результаты.
Выводы об этом мне позволяют сделать
данные диагностического обследования детей.
Факты указывают на то, что все разработанные
и проведенные мероприятия
по обучению безопасному поведению
на дороге помогут детям постичь главные
правила, необходимые для того
«чтобы жили и дружили люди и автомобили»
Слайд 25ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Ребенок – это тот «живой материал», на основе
которого можно сформировать
новый тип участника дорожного движения,
в основе которого лежит дисциплина
и ответственность. Поэтому моя работа
по пропаганде правил безопасного
поведения на дорогах –
это работа на перспективу.
НЕ ЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ НА АЗБУКУ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ !
Чем раньше мы обратим внимание ребенка
на дорожные правила, сигналы
светофора, дисциплину и осторожность
при переходе проезжей части, научим
правильному и культурному поведению
в общественном транспорте,
тем те меньше будут неприятных
происшествий на проезжей части улиц.
Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми
и шагали вместе с нами по безопасной дороге в безопасный мир!