Презентация, доклад на тему Организация проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе

Содержание

Актуальность: у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Ученик должен уметь самостоятельно добывать знания, собирать необходимую

Слайд 1МАОУ «Гимназия №1»
«Организация проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной

школе»

Лялина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов

-2015-

МАОУ «Гимназия №1»«Организация проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе»Лялина Татьяна Александровна,учитель начальных классов-2015-

Слайд 2Актуальность: у современного ученика

должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Ученик должен уметь самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Актуальность: у современного ученика            должны быть

Слайд 3

«Процесс мышления

берет свое начало в проблемной ситуации»
С.Л. Рубинштейн
неизвестное
потребность
противоречие
А.М. Матюшкин
неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия
М.И. Махмутов
"Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний.»
М. Н. Скаткин, С. И. Мелешко - противоречие
«Процесс мышления берет свое начало в проблемной

Слайд 4Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить

какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения.

Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но

Слайд 5Классификация проблемных ситуаций
- по области научных знаний или учебной дисциплине
-

по уровню проблемности

- по типу и характеру содержательной стороны противоречий

- по направленности на поиск недостающего нового

Классификация проблемных ситуаций- по области научных знаний или учебной дисциплине - по уровню проблемности - по типу

Слайд 6
Способы создания проблемных ситуаций
1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению

явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.

3. Поиск новых путей практического применения обучающимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.

4. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.

7. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.

8. Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.

9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.

10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Способы создания проблемных ситуаций 1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

Слайд 7Дидактические правила создания проблемных ситуаций
Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное

затруднение.

Проблемная ситуация, имея абстрактную ценность - для развития творческих способностей обучающихся, наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков.

Проблемная ситуация должна вызывать интерес обучающихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.

Дидактические правила создания проблемных ситуацийПроблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Проблемная ситуация, имея абстрактную ценность

Слайд 8Приёмы создания проблемной ситуации.
1.Одновременно предъявить
противоречивые факты,
теории или точки зрения.

2.

Столкнуть разные мнения
учеников вопросом
или практическим заданием.

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление
учащихся вопросом или практическим заданием
«на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением,
экспериментом или наглядностью.

Приёмы создания проблемной ситуации.1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или

Слайд 94. Дать практическое
задание,
не выполнимое
вообще.
5. Дать практическое
задание,
не

сходное
с предыдущими.

6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание,
сходное с предыдущими
Шаг 2. Доказать, что задание
учениками не выполнено.

Приёмы создания проблемной ситуации.

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.6.Шаг 1. Дать невыполнимое

Слайд 10Проблемный вопрос - импульс
к созданию проблемной ситуации.
Типы вопросов:
проверяющие направленность

внимания;

направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;

помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и явлениях;

помогающие отбирать факты для доказательств;

помогающие находить и обобщать факты;

направленные на подтверждение правила;

направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;

направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;

формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.

Проблемный вопрос - импульс к созданию проблемной ситуации. Типы вопросов:проверяющие направленность внимания; направленные на проверку прочности ранее

Слайд 11Основные условия использования проблемных ситуаций

Со стороны учащихся:
уметь определять наличие или

отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»;

умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

активная поисковая деятельность: умение строить гипотезы.

Основные условия использования проблемных ситуаций Со стороны учащихся:уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения

Слайд 12Со стороны учителя:
Умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять

этим процессом.
Умение учить строить гипотезы;


Со стороны учителя:Умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом.Умение учить строить гипотезы;

Слайд 13Основные выходы из проблемной ситуации.
Учитель сам ставит и решает проблему;
Учитель сам

ставит и решает проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

Обучающиеся самостоятельно ставят
и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;

Обучающиеся самостоятельно
ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило,
под его руководством).

Основные выходы из проблемной ситуации.Учитель сам ставит и решает проблему;Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая обучающихся

Слайд 14Проблемная ситуация обеспечивает тройной эффект:
более качественное усвоение знаний
развитие творческих

способностей
воспитание
активной
личности
Проблемная ситуация обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний развитие творческих

Слайд 15

Проблемная ситуация реализуется на любом предметном содержании

и
в любой образовательной ступени.
Проблемная ситуация реализуется на любом предметном содержании и  в любой образовательной ступени.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть