Слайд 1Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ в рамках введения ФГОС.
Слайд 2
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот
мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский
Слайд 3инклюзия – это вовлечение в образовательный процесс каждого ребёнка с помощью
образовательной программы, которая удовлетворяет его индивидуальные образовательные способности и обеспечивает специальные условия.
Слайд 4Возможность реализации инклюзивного подхода заложена в рамках действующего законодательства Российской Федерации
в области образования.
Федеральный закон от 29. 12. 2012года № 273-ФЗ (ред. От 23. 07. 2013г.) «Об образовании в Российской федерации»
предусматривает разработку адаптированной образовательной программы, для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.
Слайд 5Актуальность
Учитывая актуальность данного вопроса, организация среды проходит красной нитью через
всю методическую работу в ДОУ. Эта проблема поднималась на МО, на семинаре – практикуме «Предметно – развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения».
В смотре – конкурсе «Наша группа – лучшая!» одним из параметров оценки было состояние коррекционно – развивающей среды.
Мы окончательно убедились в том, что предметно-развивающая среда ДОУ – это и есть система необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, а профессиональный и творческий подход к её организации в учреждении, где есть дети с патологией зрения нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию данных детей в общество.
Слайд 6 Развивающая предметно-пространственная среда для воспитанников с нарушением зрения
Это естественная комфортная
обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами;
это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса.
Слайд 7РППС в детском саду для слабовидящих должна
иметь привлекательный вид;
выступать в роли
естественного фона жизни ребенка;
снимать утомляемость;
положительно влиять на эмоциональное состояние;
помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
проявлять пытливость и любознательность;
стремиться к творческому осмыслению познанного;
давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
Слайд 8Принципы создания РППС
самостоятельной активности ребёнка;
полифункциональности (открывает множество возможностей);
трансформируемости (возможность изменений
по ситуации);
вариативности;
информативности;
стабильности и динамичности;
междисциплинарного подхода (интеграции образовательных областей).
Слайд 9При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:
Ограждать детей
от отрицательного влияния игрушек (безнравственность и насилие)
Психологические факторы - соответствие параметров ПРС возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
Психофизиологические факторы - соответствие объектов ПРС зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка
Зрительные ощущения. Освещение (уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверх ) и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта.
Слуховые ощущения. Совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.
Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.
Физиологические факторы – это соответствие объектов ПРС силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.
Слайд 10Наполняемость РППС обеспечивает
Разностороннее физическое, социально-личностное; познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие.
реализацию образовательных
областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Слайд 11Особенности познавательной и личностной активности детей с нарушением зрения
При нарушении зрительных
функций у детей возникает ряд вторичных отклонений:
ослабляются познавательные процессы и познавательная активность;
замедляется скорость переработки информации и её восприятие;
снижется объём и устойчивость внимания;
нарушаются пространственные представления;
появляются проблемы в речевом развитии;
нарушается координация и точность движения крупной и мелкой моторики;
задерживается формирование двигательных навыков;
ухудшается осанка;
происходит отклонение от норм в развитии личности.
Слайд 12Особенности мотивационной стороны познавательной деятельности воспитанников с нарушением зрения
Отсутствие интереса к
позновательно – образовательной деятельности;
Медлительность;
Малоподвижность;
Бедность представлений об окружающем мире.
Слайд 13Организационно-методические рекомендации развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Занятия являются необходимой
составной частью реабилитационных мероприятий для детей с нарушением зрения;
Важно ориентировать педагогов на допустимость определённых видов нагрузки, с учётом их психофизических особенностей;
Для занятий физической культурой учитывать противопоказания.
Слайд 29Весь наш коллектив прилагает немало усилий для создания развивающей предметно-пространственной среды,
для того, чтобы предметная среда не утомляла, была по - домашнему уютной, удобной и интересной, многое создается руками педагогов.
Мы убедились в том, что предметно-развивающая среда детства – это и есть система необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка с нарушением зрения.
Но сколько бы мы ни обсуждали важность создания развивающей предметно-пространственной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить её.