Слайд 1Организация физического воспитания в дошкольном учреждении
Особенности развития физических качеств у детей
дошкольного возраста
Слайд 2Физическое воспитание
– это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение
движениям, развитие физических качеств, овладение специальными знаниями физической культуры, формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Слайд 3Задачи физического воспитания
Оздоровительные задачи
Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды
путем его закаливания
Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки
Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов
Воспитание физических способностей координационных, скоростных и выносливости
Образовательные задачи
Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Воспитательные задачи
Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Слайд 4Физическая культура
– это специфический вид культуры человека и общества. Это
деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; это с одной стороны специфический процесс, а с другой - результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.
Слайд 5Физическое развитие
процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни
индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:
1-показатели телосложения
2- показатели (критерии) здоровья,
3- показатели развития физических качеств.
Слайд 6Физические качества
– индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешным осуществлением какой-либо двигательной деятельности.
Физические качества делятся на энергетические – быстрота, сила, выносливость, гибкость и координационные – ловкость.
В подготовительной к школе группе уделяется большое внимание укреплению физического и психического здоровья детей через развитие физических качеств старших дошкольников.
Слайд 7Основные физические качества детей дошкольного возраста
Сила - способность ребенка преодолевать внешнее
сопротивление или противостоять за счет мышечных усилий.
Быстрота - способность ребенка совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени
Выносливость - способность ребенка противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности
Гибкость - способность ребенка выполнять движения с большой амплитудой
Ловкость - способность ребенка быстро и прочно овладевать новыми, сложно координированными движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапными изменениями обстановки
Слайд 8Физические упражнения
движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств),
органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
С одной стороны — это средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой -это метод (способ) физического развития человека.
Слайд 9Физические упражнения это основное средство физического развития
Физическое упражнение выражает мысли, эмоции,
потребности человека, его отношение к окружающей действительности.
Физическое упражнение это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания.
Физическое упражнение воздействует не только на функциональное состояние человека, но и на его личность.
Среди всех видов педагогической деятельности, только в физическом воспитании предметом обучения является физическое упражнение.
Физическое упражнение удовлетворяет природную потребность человека в движении.
Слайд 10При подборе упражнений, учитывать следующие факторы
Педагогически правильное руководство занятия.
Учитывать
индивидуальные особенности занимающихся (пол, возраст, состояние здоровья и др.).
Учитывать особенности самих упражнений (новизна, сложность, нагрузка, эмоциональность).
Особенности внешних условий (погода, состояние мест занятий, качество инвентаря).
Слайд 11Значение упражнений
Содействуют совершенствованию координации движений, их точности, выразительности, осознанному владению
положениями и движениями тела, используются и в качестве профилактических и корригирующих упражнений.
Играют важную роль в развитии и оздоровлении всего организма, содействуют развитию и укреплению крупных мышечных групп плечевого пояса, туловища, ног, подвижности суставов, нормализации процесса напряжения и расслабления мышц.
Формируют правильную осанку, укрепляют весь опорно-двигательный аппарат и улучшают кровообращение, дыхание, обменные процессы, деятельность нервной системы.
Содействуют проявлению физических качеств быстроты, ловкости, относительной силы, выносливости, гибкости; вызывают положительно-эмоциональное состояние.
Активно формируют координацию умение согласовывать одновременные движения разных частей тела; гибкость способность выполнять движения с большей амплитудой; равновесие устойчивое положение на уменьшенной и повышенной опоре; точность умение фиксировать движение в соответствии с каким-нибудь сигналом; пространственные и временные ориентировки выполнение движений в нужном направлении, в соответствующем ритме и темпе.
Пробуждают творческую фантазию детей, приучают детей действовать согласованно, а музыкальное сопровождение активно содействует этому и развивает художественный вкус.
Слайд 12Формы работы в дошкольной организации
Физкультурные занятия
Физкультурно-оздоровительная работа в течение
дня (утренняя гимнастика, зарядка после дневного сна, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные игры и физические упражнения в основных видах движений на прогулке, спортивные упражнения, закаливающие мероприятия)
активный отдых (физкультурные досуги и праздники дня здоровья)
самостоятельная двигательная деятельность
индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии
кружковые занятия
профилактические и реабилитационные мероприятия
Слайд 13Физкультурно - оздоровительная работа в течение дня
утренняя гимнастика
комплекс музыкально-ритмических
упражнений
утренняя гимнастика игрового характера
утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки
комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа
преодоление полосы препятствий
утренняя гимнастика с родителями
Зарядка после дневного сна.
Физкультминутки являются обязательной частью образовательной деятельности.
Слайд 14Профилактические и реабилитационные мероприятия:
Миогимнастика
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика
Фонопедические
упражнения
Пальчиковая гимнастика
Массаж и самомассаж.
Слайд 15Физкультурные мероприятия
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Закаливающие мероприятия
воздушные ванны, водные процедуры, солнечные ванны.
Активный отдых – физкультурные досуги и праздники дня здоровья.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии.
Слайд 16Кружковые занятия.
Спортивные секции весьма полезны как для физического, так и
для психического становления ребенка.
- секций общей физической подготовки с игровой направленностью,
секции художественной гимнастики, акробатики,
аэробики,
плавания и др.
Слайд 17Здоровьесберегающие образовательное технологии в ДОу
Здоровье – состояние физического и социального благополучия
человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Слайд 18Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются
гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата,
кровообращения, дыхания, пищеварения)
детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время.
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Слайд 19Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого
уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Слайд 20Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка
технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
валеологического просвещения родителей,
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Слайд 21Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий.
Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и
физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
Работа валеологической направленности в родителями ДОУ
Слайд 22Система здоровьесбережения в ДОУ:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по
сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
физкультурные занятия всех типов;
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов
Слайд 23Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ.
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в
различные виды совместной деятельности.
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ГДОУ.
Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Слайд 24Закаливание – метод профилактики респираторных заболеваний.
Задачи закаливания:
укрепление здоровья детей,
развивать
выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды,
повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
Слайд 25принципы закаливания
Постепенность процесса
Систематичность (непрерывность) воздействия на организм
Индивидуальный
подход
Положительное отношение ребенка к закаливающим процедурам
Слайд 26В детском саду закаливание проводится разнообразно.
Для закаливания воздухом пользуются:
воздушные
ванны в помещении,
ежедневные прогулки,
физические упражнения на свежем воздухе,
воздушно - солнечные ванны.
Значительное место принадлежит водным процедурам.
дети при умывании моют кисти рук, лицо, шею (до 3 лет);
с возрастом по мере привыкания моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины;
ополаскивание ног;
полоскание ротовой полости;
в летнее время игры с водой.
Солнечные ванны мощное средство укрепления организма ребенка.
Слайд 27В систему эколого-оздоровительной работы в ДОУ включается:
ознакомление с различными видами гимнастики (пальчиковая,
дыхательная, корригирующая);
игры на развитие эмоций;
логоритмические игры;
инновационные оздоровительные технологии (звукотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, изотерапия);
музыка для релаксаций;
закаливание;
профилактика плоскостопия;
обучение правилам безопасного поведения в природе.
Взаимодействовать с окружающей природной средой дошкольники учатся во время прогулок, походов, экскурсий, специально организованной деятельности (спортивная площадка, дорожка здоровья, экологическая тропа). При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества, укрепляется здоровье. Использование при этом здоровьесберегающих технологий и созданное взрослыми здоровьесберегающее пространство способствует значительному снижению заболеваемости у дошкольников.
Кроме деятельности в природных условиях проводятся занятия в группе, спортивном зале, где организуются специальные условия для проведения оздоровительной работы. Главные требования к деятельности – быть интересным, эмоционально насыщенным и посильным для детей.