Презентация, доклад на тему Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков

Содержание

Перечень тем, методик и вопросов:Что такое мнемотехника.Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка).Рисование мнемодорожки (графический план, схема) по загадкам, пословицам, сказкам.Используемая литература.

Слайд 1«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

«Обучение дошкольников  составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Слайд 2Перечень тем, методик и вопросов:
Что такое мнемотехника.
Составление описательных рассказов при помощи

опорных графических
схем-рисунков.
Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка).
Рисование мнемодорожки (графический план, схема) по загадкам, пословицам, сказкам.
Используемая литература.


Перечень тем, методик и вопросов:Что такое мнемотехника.Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.Рисование детьми графических схем

Слайд 3Мнемотехника- это технология развития памяти
Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;
кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;
перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.


Мнемотехника- это технология развития памятиМнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 4Методы и приёмы мнемотехники
Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения,

слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств. Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Эффективны следующие методы:
метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок);
метод, использующий образное мышление (эйдетизм);
метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
метод трансформации (превращения).

В-третьих, наша задача - научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.
Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.
Когда начинать заниматься мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста,
но рациональнее вводить
ее в занятия с 4-5 лет,
когда у них накоплен основной словарный запас.

Методы и приёмы мнемотехникиВо-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений.

Слайд 5Составление рассказов-описаний по теме « Игрушки».
«Кукла»:
«Это —кукла Маша. Ее купили в

магазине. Она сделана из резины.
У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».
Моя самая любимая игрушка - это машинка.
Она ярко-красного цвета, прямо­угольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металли­ческая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные.
Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.

1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)
2. Форма. (Какой она формы?)
3. Мячи. (Какого размера игрушка?)
4. Детали машины. (Назови ее детали.)
5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?)
6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

Составление рассказов-описаний  по теме « Игрушки».«Кукла»:«Это —кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины.

Слайд 6Составление описательных рассказов по графической схеме «Одежда»
«Сапоги — это обувь. Они

сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью». У меня есть сапоги. Они зеленого цвета с белыми полосками. Это резиновые сапоги. У сапог длинные голенища, подошва, каблуки, а внутри — специальные теплые стельки. Они маленького размера, детские. Резиновые сапоги носят в дождливую погоду, а еще их можно обуть на рыбалку или когда идешь в лес за грибами. Резиновую обувь нужно хорошо просушить после носки.

Цвет. (Какого цвета обувь?)
2. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сделана?)
3. Детали предмета. (Назови части обуви.)
4. Мужчина, женщина, ребенок. (Кто носит эту обувь?)
5. Солнышко, дождь, снег. (Для какой погоды эта обувь?)
6. Рука. (Как ухаживать за обувью?)

Составление описательных рассказов по графической схеме «Одежда»«Сапоги — это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У

Слайд 7Составление графического плана рассказа на тему «Грибы»
Осенью в лесу наступает грибная

пора. В траве, под деревьями и кустами, на старых пнях растут самые разные грибы.
Съедобные: белые, рыжики, подосиновики, подберезовики, грузди, опята, сыроежки, лисички.
И ядовитые: мухоморы, поганки, ложные опята.
Многие животные, например белочки, сушат грибы на зиму. Лоси едят мухоморы.
Люди собирают съедобные грибы, чтобы засушить, засолить или замариновать их. Собирать грибы нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, и тогда на следующий год на этом месте в лесу появятся новые грибные семейки.

1. Лес. (Лес.)
2. Белый гриб. (Съедобные грибы.)
3. Мухомор. (Несъедобные грибы)
4. Ежик. (Грибы для животных.)
5. Корзинка. (Грибы для человека.)
6. Рука. (Что можно приготовить из грибов?)

Составление графического плана рассказа  на тему «Грибы»Осенью в лесу наступает грибная пора. В траве, под деревьями

Слайд 8Составление рассказа «Осень» по графическому плану
Наступила осень. Солнышко светит ярко, но

слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».
Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют — меняют летний мех на теплый зимний.
Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.

Солнце. (Солнце светит.)
Дождь. (Часто идут дожди.)
Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)
Ежик. (Животные готовятся к зиме.) '
Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)
Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)

Составление рассказа «Осень»  по графическому плануНаступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно.

Слайд 9Составление графического плана рассказа на тему «Перелетные птицы»
Грач — птица черного

цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов — грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в жаркие страны до следующей весны. Грачи помогают человеку — они уничтожают насекомых и гусениц — вредителей полей и огородов.

1. Цвет. (Цвет оперенья птицы.)
2. Части тела. (Назови части ее тела.)
3. Гнездо. (Назови ее птенцов.)
4. Осень. (Когда птицы улетают в теплые края?)
5. Насекомые. (Чем птицы питаются?)
6. Человек. (Какую пользу приносят птицы человеку?)

Составление графического плана рассказа  на тему «Перелетные птицы»Грач — птица черного цвета с белым клювом. У

Слайд 10Составление графического плана рассказа «Зимующие птицы»
Снегирь — очень красивая птица. У

него серое туловище, черная головка и крылья, а грудка розово-красная. Когда птицы сидят на ветках деревьев, то они похожи на зимние яблоки. У снегиря есть туловище, головка, крылья, хвостик, лапки.
Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетают в город. В лесу они могут клевать семена растений. Я видела, как снегири клевали семечки из коробочек на кустах сирени. Птенцы у них называются снегирята.
Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время.

1. Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?)
2. Части. (Назови части ее тела.)
3. Дупло. (Где она обитает?)
4. Ягоды, семена. (Чем птица питается?)
5. Птенец. (Назови ее птенца.)
6. Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)

Составление графического плана рассказа  «Зимующие птицы»Снегирь — очень красивая птица. У него серое туловище, черная головка

Слайд 11Составление рассказа-описания по теме «Мой любимый овощ» с последующим рисованием плана-графика
«Помидор —

это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидоры можно законсервировать на зиму в собственном соку. Помидор полезный, потому что в нем много витаминов, он очищает организм».

Название овоща. Что это?
Где этот овощ растет?
Какой формы овощ?
Какого цвета?
Какой на вкус?
Какой он на ощупь?
Что можно из этого овоща приготовить?

Составление рассказа-описания по теме «Мой любимый овощ» с последующим рисованием плана-графика «Помидор — это овощ. Он растет

Слайд 12Составление графического плана по рассказу-описанию по теме «Мой любимый фрукт»
Яблоки — это

фрукты. Они растут на яблонях. Яблоки бывают красными, румяными, бордовыми, жёлтыми, зелёными. Фруктовые деревья растут в саду.
Мое яблоко — красное, круглое, сладкое, сочное. Оно гладкое и твердое.
Его едят сырым, из него варят варенье, делают джем, готовят вкусный сок.
В яблоках много витаминов. Все фрукты полезны человеку.


Название фрукта.
Где растет этот фрукт?
Какой формы фрукт?
Какого цвета?
Какой на вкус?
Какой он на ощупь?
Что можно из этого фрукта приготовить?
Какую пользу приносит человеку?


Составление графического плана по рассказу-описанию по теме  «Мой любимый фрукт»Яблоки — это фрукты. Они растут на

Слайд 13 Составление графического плана рассказа на тему «Щука»
Для работы над составлением графического

плана связного рассказа ребёнку даётся чистый бланк с шестью «окошками» для составления мнемотаблицы.
Воспитатель на доске поочередно заполняет «пустые» клетки мнемотаблицы. Ребёнок же рисует соответствующие изображения на собственном бланке. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность самостоятельно составить по аналогии рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания


Это речная рыба
Она хищная. Щука питается мелкими рыбешками
У нее есть голова, жабры, туловище, плавники, хвост, острые зубы
Туловище щуки покрыто чешуей
Из щуки можно сварить уху

Составление графического плана  рассказа на тему «Щука» Для работы над составлением графического плана связного рассказа

Слайд 14Составить рассказ о своей семье
Меня зовут Полина. Моя мама — Анастасия

Викторовна, а папа — Николай Анатольевич.
У меня есть старший брат Арсений.
Мама и папа у меня инженеры, они работают на заводе — делают автомобили.
Моя бабушка Светлана Ивановна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки.
Дедушка Виктор Васильевич подстригает деревья и косит траву в саду.
Дедушка и бабушка проводят со мной много времени – мы играем в мяч, катаемся на велосипедах, ходим в парк и лес. Они помогают мне выполнять домашние задания.
Я очень люблю мою семью.

Ребенок. (Твое имя.)
Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.)
3. Молоток. (Профессия папы)
4. Фартук. (Профессия мамы.)
5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.)
6. Рука. (Кто помогает тебе?)

Составить рассказ о своей семьеМеня зовут Полина. Моя мама — Анастасия Викторовна, а папа — Николай Анатольевич.

Слайд 15Загадки для рисования мнемодорожки
Голубой платок,
Красный колобок,
По платку катается,
Людям улыбается.
(Небо и

солнце)
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Стоят два дуба.
На дубах – бочка,
На бочке – кочка,
На кочке – лес. (Человек)

Загадки для рисования мнемодорожкиГолубой платок,	Красный колобок,	По платку катается, 	Людям улыбается.	(Небо и солнце)В густом лесу под ёлками, 	Осыпанный

Слайд 16Библиография
Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;
№3,10,12 за 2001г.; №4,12

за 2002г; № 9 за1996.
Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».
Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
Кирьянова. Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.Спб.Каро 2002
Колодяжная Т.П «Управление современным ДОУ» Ростов-н/Д, Учитель.2003
Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А.
«Составление описательных рассказов по опорным схемам»
Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
Наглядно-дидактическое пособие «Открой для себя мир». Августин. Германия
Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.

БиблиографияЖурналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; 	№3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ильина

Слайд 17Конец

Конец

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть