Слайд 1Метод проектов
в начальной школе
Подготовила:
учитель начальных классов
Трушкова В. М.
Слайд 2Одним из ведущих методов в школе является – метод проектов. Он
широко используется не только в среднем и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена идея о направленности учебно - познавательной деятельности учеников на результат, который получается при решении той или иной проблемы.
Учителю важно помнить, что выбор проблемы для проектов нужно брать только из жизни.
Благодаря использованию метода проектов повышается творческая активность школьников, происходит соединение теории и практики, развивается самостоятельность.
Слайд 3Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как
выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.
Слайд 4Что такое учебный проект?
Учебный проект с точки зрения учащегося — это
возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 5Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее
обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Слайд 6Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков,
приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию;
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- Умение анализировать;
- Умение составлять письменный отчет;
- Формировать позитивное отношение к работе.
Слайд 7Педагогические цели, достижению которых способствует проектная деятельность:
-Принятие самостоятельных
решений;
-Умение ставить задачи и задавать вопросы;
-Умение работать в команде;
-Поиск нестандартных, оригинальных решений;
-Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
-Раскрытие индивидуального потенциала.
Слайд 8Актуальность:
Проектная технология позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение
для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Значимость проектного обучения обеспечивается связью индивидуального опыта учащихся с их практическим применением.
Слайд 9Сроки реализации: ежегодно
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов
Слайд 10Требования к проектной деятельности младших школьников во многом отличаются от идеи
проектирования взрослых учеников. В начальной школе – это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. А для ребенка – это будет его собственный проект.
Слайд 11Требования, в общем, самые простые, и главное из них - «исходи
из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов.
Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой.
Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте.
Слайд 12В проекте можно выделить следующие составляющие:
Слайд 13Любой учебный проект имеет два аспекта:
для ученика – это возможность творческой
деятельности.
для учителя – это важное дидактическое средство
Слайд 14
Роль учителя в проектной деятельности
Учитель пробуждает в учащихся интерес
к теме проекта.
Организует и контролирует деятельность детей.
После выполнения проекта учитель обобщает работу учащихся.
Слайд 15РОЛЬ УЧЕНИКА В МЕТОДЕ ПРОЕКТОВ
формирование коммуникативных умений:
Развитие мышления уч-ся
Самооценочный и оценочный метод
Слайд 16Роль родителей
Без взаимодействия с родительской общественностью система работы над проектом была
бы неполной. Для вовлечения родителей в процесс обучения провожу тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, привлекаю к созданию необходимых декораций, наглядности, портфолио учащихся. Родители участвуют в жизни класса, выполняют с ребятами совместные проекты, оказывают помощь в работе.
Слайд 21Классификация проектов по продолжительности:
мини –проект – 1 - 2 урока;
краткосрочный
– от 3 до 6 уроков;
среднесрочный – от 2 недель до 2 месяцев; долгосрочный - от одной четверти и более; годичный – весь учебный год.
Слайд 22Классификация проектов по числу участников
индивидуальный проект;
парный проект;
групповой проект
.
Слайд 23 Результаты социологического опроса
Слайд 24Отношение к проектной деятельности
Слайд 31 Рисунки к мероприятию «В гостях у светофора»
Цели проекта:
-осознать роль семьи в жизни человека;
-изучить историю своей семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;
-понять свою роль в этой семье;
подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создать небольшой семейный альбом
Слайд 34Педагогические цели:
- развивать творческие и коммуникативные способности;
-привить навыки сотрудничества с другими людьми;
-активизировать
навыки эмоционального общения с членами семьи;
-привить первоначальное умение собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Слайд 35В начальной школе элементы проектной деятельности могут быть использованы на уроках
русского языка, математики, литературного чтения, но наиболее полно и интересно этот метод используется на уроках окружающего мира.
Окружающий мир-это мир, который ребёнок видит каждый день и в котором ему проще ориентироваться.
Слайд 36Чего мы ожидаем от проектной деятельности учащихся в младших классах?
Я считаю,
что грамотно организованная проектная деятельность даст ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.
Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Слайд 37 Вывод
В результате работы
я убедилась в том, что
Проектная деятельность способствует формированию учебно-коммуникативных умений младших школьников, развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих и организаторских способностей, скрытых талантов. Во время работы строятся новые отношения между учениками, между учителем и учащимися.