Слайд 1
О развитии оценочной самостоятельности первоклассников
Борисенко Э.В., учитель
начальных классов
МОУ «Кокуйская СОШ №1»
Слайд 2
Тема - «О развитии оценочной самостоятельности первоклассников ».
Цель
- обобщить собственный опыт работы по развитию самоконтроля первоклассников выявить эффективные приемы развития оценочной самостоятельности младших школьников.
Задачи:
выявить приемы развития оценочной самостоятельности младших школьников;
проверить их эффективность в процессе обучения первоклассников.
Слайд 3Индивидуальное учебное действие:
инициативное и ответственное учебное действие;
действие, в котором существует или
осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.
Слайд 4
Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических
процессов и состояний
Я.Я. Кутина, В.В. Замкова
Слайд 5Этапы становления действий контроля и оценки:
переход от дошкольного к школьному
образованию (1-й класс);
совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);
рефлексивный – переход от начальной школы к основной.
Слайд 6
1. Выдели в тексте отдельные высказывания:
Проходит жаркое лето дни становятся короче
листья осыпаются птички улетают.
2. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь писать правильно и красиво.
3. Правильно ли разделены слова на слоги? Если есть ошибки, исправь их
мя-ч, ко-ло-сок, ука-зка
4. Определите мягкость согласных в следующих схемах: [лэс], [рабина]
5. Придумай слова, в которых: 1 слог, 2 согласных и 1 гласный звук.
Слайд 7Ретроспективная оценка
самооценка ученика предшествует учительской оценке;
несовпадение этих оценок становится предметом
обсуждения;
это порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу.
Слайд 8Основные этапы:
выполнение самой работы,
выработка критериев,
оценка своей работы по заданным
критериям,
проверка работ учителем и его оценка по тем же критериям,
соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке.
Слайд 12Рефлексивная оценка
Основой являются:
- знания о собственном знании
и незнании, о собственных возможностях и ограничениях, способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной;
- способность анализировать собственные действия.
Слайд 13В первом классе дети учатся:
- сравнивать результат своей деятельности с
заданным образцом;
- воспроизводить состав конкретных действий и операций, заданных учителем;
- выполнять действия по развернутой инструкции;
осуществлять контроль по плану, включающему 1-2 пункта;
- использовать для самоконтроля схемы – модели, составленные учителем.
Слайд 16Педагогические приемы:
волшебные линеечки (оценочные шкалы);
- прогностическая оценка (оценка своих возможностей);
- задания-ловушки;
-
составление заданий с ловушками;
- сопоставление своих действий и результата с образцом;
- разноцветные поправки;
- умные вопросы.
Слайд 17
Давать правило и определения имеет смысл не в окончательном виде. Следует
дать возможность учащимся самим предложить варианты правила, определения.
2. Почти все предлагаемые упражнения сформулированы позитивно (записать, решить, вычислить, найти и т.д.). Полезны упражнения и другого типа (верно ли, проверить), упражнения на опровержения утверждений.
3. Не следует торопиться, если ученик выполнил задание с ошибкой. По возможности - дать ему время на ее нахождение. Если ошибка найдена, оценку снижать не стоит.
4. При проверке самостоятельной работы наиболее распространенные ошибки нужно показать всему классу, не называя фамилий учащихся.
5. Не стоит спешить с помощью – окажем ее только тогда, когда самостоятельные попытки найти ошибку ни к чему не привели.