Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» обще развивающего
вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Красноярского края г. Шарыпово
Педагогическая технология
«Ситуация месяца»
2017г.
Слайд 2Сегодня мы должны обучать детей жить в мире,
которого сами не
знаем…
Актуальность.
Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.
Слайд 3Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно
формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.
Технология «Ситуации месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.
Слайд 4Задачи педагогической технологии
«Ситуация месяца»:
воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
учить детей
ориентироваться в пространстве и времени;
воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
формировать умение проявлять инициативу;
формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
«Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т.е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада.
При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.
Слайд 6 Наиболее важной в структуре «Ситуации месяца»
является технология «Проблемная педагогическая ситуация» («ППС»).
Ее целью является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Время проведения от 15 минут в младших группах до 30 минут в старших.
Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.
Слайд 7Примерное планирование по месяцам.
Сентябрь «Мой дом детский сад» (1 сентября –
29 сентября) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
Октябрь «Я житель г.Шарыпово» (1 октября – 29 октября) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми, экскурсии. Занятия и досуг по теме ситуации.
Ноябрь «Я житель земного шара» (1 ноября – 29 ноября) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
Декабрь « Новогодний подарок» (1 декабря – 31 декабря) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
Январь «Мальчики и девочки » (9января – 31 января) Продуктивная и творческая деятельность Занятия и досуг по теме ситуации .
Слайд 8Пример Ситуация месяца «Я – житель г. Шарыпово» .
- Экскурсии
по достопримечательностям города.
Выставка рисунков, макетов «Самое красивое место в нашем городе»..
Показ фотографии города в прошлые годы.
Продуктивная деятельность: создание построек из песка «Мой микрорайон».
Изготовление плана-схемы «Мой г.Шарыпово».
ООД по художественно-эстетическому развитию (конструирование). Тема «Улицы нашего города».
ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование). Тема: «Вечерний город».
Реализация детского проекта «Дорожные знаки - наши помощники».
Словесное творчество. Составление рассказа «Моя малая родина», «Город будущего». Беседа «История моего города».
Сюжетно-ролевые игры: «Мой город», «Кто работает в больнице?»
Слайд 9 Воспитателю в «ситуации» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации –
дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.
Участие родителей; беседы с детьми дома, запись сказок, высказывание детей, рисование, пение, создание костюмов, подарков, приготовление угощений, совместное участие в написание сценариев праздников. И в самом празднике. Выходная диагностика в различных формах: «Волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, опрос родителей.
Воспитатель фиксирует состояние и знания детей в начале и в конце «Ситуации», планирует дальнейшую работу по этой теме.
Слайд 10 В течение месяца (после окончания «ситуации») воспитатель
сдаёт отчёт методисту с приложением лучших образцов поделок, рисунков, коллективных проектов, фотографий, видеоматериал с записью «ситуаций». Методист обобщает весь опыт работы по «ситуациям» в течение года по специальной методике.
Учитывается работа детей, родителей, воспитателей, специалистов. Совместно с научным руководителем технологии, заведующей и представителями инициативной группы (воспитателями и родителями) методист планирует дальнейшее развитие содержания «ситуаций» или разработку новых, а также хранит по определённым разделам видеоматериал, фотографии, письменные отчёты, предметы материальной деятельности.
Слайд 11 Что же дает детям такое длительное
проживание? Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети. Если в традиционном образовательном процессе основными методами подачи материала является беседа, внушение, показ и рассказ, то данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого.
Слайд 12понять, чего он пока не знает, не умеет;
научиться конструктивно относиться
к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни;
развить положительную самооценку;
научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
сформировать чувство ответственности за свои поступки.
Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность:
Слайд 13В результате у детей формируются следующие установки:
«Ошибаться – не страшно»
«Каждый имеет право на ошибку»
«Трудности помогают мне стать сильнее, умнее...»
«Я имею право чего-то не знать, не уметь» -
«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
«В затруднении содержится возможность» •
«Я могу!»
«Я сумею!»
«Я хороший, умный, сильный!!!»
«Я заслуживаю уважения!»
«Меня принимают и любят таким, какой я есть»
Слайд 14 Данная технология способствует интеграции образовательных областей в
педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Дают возможность проявлять всему коллективу ДОУ инициативу и творчество.