Слайд 1МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
развитию детей № 76»
Народная кукла в социально-личностном развитии ребенка-дошкольника
Дворникова Елена Федоровна,
воспитатель 1-й квалификационной категории
Слайд 2 «Кто в куклы не
играл, тот детства не видал»
Народная поговорка
Современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка. Как показывают исследования
А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развитие игры в дошкольном возрасте происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой
придерживались краеведческого
принципа, народности и
национальности в приобщении
детей к социальной
действительности ,
к культуре и быту своего народа,
его традициям, обычаям, языку.
Слайд 3Первоначально игра была не только развлечением на досуге, но и способом
организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Игровая деятельность сопровождает нас на протяжении всей жизни, но все равно слово «игра» ассоциируется у нас с периодом детства. Она видоизменялась на протяжении всех временных отрезков, зависела от различных событий, быта людей, православных праздников. С изменением быта людей менялась и взрослая культура человечества, многие вещи навсегда уходили из обихода, но все равно оставались очень интересными и притягательными для детей.
Россия до сих пор славится народной игрушкой - матрешкой, которая известна по всему миру, являясь символом нашей страны. Народная игрушка- это собирательный образ, который является педагогическим инструментом. Это не просто игра - это культурный объект, во взаимодействии с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре.
Слайд 4С давних времен именно через игру дети учились общаться между собой
и старшими, развивали физические и психологические качества: наблюдательность, сообразительность, ловкость, внимание, память, знакомились с новыми словами, звуками, музыкой.
В крестьянских семьях было много детей, главным развлечением которых были незатейливые игрушки, сделанные руками старшего поколения. Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестёр, сверстников. Раньше сам момент творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы ненавязчиво указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные ценности, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старшего поколения.
Слайд 5«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит русская
народная пословица. Кукла - обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут в себе душевной теплоты их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Наблюдая за играми детей с традиционными куклами – видно, что девочки относятся к куклам бережно, носят на руках, гладят, разговаривают с куклой ласковым голосом, им хочется приласкать ее, одеть, накормить, уложить в кроватку. Во время игр с куклой Барби дети ведут себя совсем по-другому: бегают, громко кричат, копируют жизнь и поведение взрослой девушки.
Слайд 6Социально- личностное развитие ребёнка через ознакомление с народной куклой предполагает создание
необходимых педагогических условий:
‒ погружение детей в этнокультурную среду ( создание музея народной игрушки, наличие в предметно-развивающей среде произведений устного народного творчества, игровых модулей, отражающих быт и традиции наших предков);
‒ комплексное использование средств народной педагогики (пословиц. поговорок, колыбельных песен, народных подвижных игр);
‒ создание ситуаций, в которых детям передаётся социальный опыт;
‒ дифференцированный подход к детям, находящимся на разном уровне игрового взаимодействия;
‒ воспитание у детей эмоционально-положительного отношения друг к другу и их отражение в собственной игровой деятельности;
‒ включение народной игрушки во все виды деятельности детей.
Слайд 7Беседы: «Мои любимые игрушки», «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше»,
«Зачем нашим предкам нужны были куклы?», «Почему у народной куклы нет лица?», «Чем играли наши бабушки».
Занятия-эксперименты «Какие знаете виды тканей?», «Из какого материала легче сделать куклу?».
Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу»,
«Народные промыслы», «Дорисуй орнамент».
Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка-травница»; «Пеленашка»; «Мартинички», «Подорожница», «Кувадка».
Чтение художественной литературы: «М.А. Пожарова «Тряпичная кукла», И.Рюмина «Куклы наших бабушек».
Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»;
«Куклы в русских народных играх и обрядах».
Продуктивная деятельность детей: рисование «Куклы наших бабушек», «Украсим кукле фартук»; изготовление кукол «Пеленашка»; «Кувадка» и др.
Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», « Гори-гори ясно», «Кострома».
Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).
Традиционную тряпичную куклу я эффективно использую в разных формах образовательной деятельности:
Слайд 8Тряпичная народная кукла - обязательный атрибут при проведении фольклорных праздников: вместе
с куклами «Мартиничка», «Птица-Радость» ребята закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму.
Слайд 11Эффективность социально-личностное развития ребенка посредством народной игрушки зависит от тесного взаимодействия
с родителями, специалистами дошкольного учреждения: педагогами дополнительного образования по изобразительной деятельности, художественному труду, музыкальным руководителем.
В данном направлении используются такие формы работы с дошкольниками как:
- посещение музей народной игрушки в изостудии;
- экскурсии в комнату русского быта «Горенка»;
ознакомление с музыкально-игровым фольклором
на музыкальных занятиях и досугах;
- занятия по изготовлению народных игрушек в кружке «Умелые ручки».
Слайд 16В рамках взаимодействия с родителями были организованы :
Консультации: «Народная кукла как
средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии и воспитании ребенка-дошкольника». Совместная деятельность по подборке материалов для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, и т. п.)
Совместная тврческая
Выставка: «Кто в куклы не
играл, тот детства
не видал».
Слайд 19Работа с детьми по теме «Народная кукла в воспитании и развитии
детей старшего дошкольного возраста» позволила достичь следующих результатов:
- через игру с тряпичной народной куклой дети познакомились с традициями и обычаями русского народа;
- обогатился мир детской субкультуры в разных видах игровой и творческой деятельности;
- обогатилось содержание ролевого поведения детей в самостоятельных и совместных играх;
- повысилась культура взаимоотношений в коллективе сверстников;
- предметно-развивающая среда стала более насыщенной, функциональной и привлекательной для детей.
Слайд 20Создан мини-музей народной игрушки
Слайд 22Оформлена картотека «Народные тряпичные куклы»
Слайд 27Оформлен фотоальбом тряпичной куклы
«Сделали сами, своими руками»
Слайд 35Литература:
1. Дайн, Г.Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. - М.:
Культура и традиции, 2007.
2. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1994.
4. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992.
5. Детский народный календарь. - М.: Просвещение, 2001.
6. Интернет-ресурсы: https://www.bibliofond.ru/view.