Презентация, доклад на тему Народная кукла в социально-личностном развитии ребенка-дошкольника

Содержание

«Кто в куклы не играл, тот детства не видал»

Слайд 1МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

развитию детей № 76»

Народная кукла в социально-личностном развитии ребенка-дошкольника



Дворникова Елена Федоровна,
воспитатель 1-й квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76»Народная кукла в

Слайд 2 «Кто в куклы не

играл, тот детства не видал» Народная поговорка Современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развитие игры в дошкольном возрасте происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой придерживались краеведческого принципа, народности и национальности в приобщении детей к социальной действительности , к культуре и быту своего народа, его традициям, обычаям, языку.
«Кто в куклы не играл, тот детства не видал»

Слайд 3Первоначально игра была не только развлечением на досуге, но и способом

организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Игровая деятельность сопровождает нас на протяжении всей жизни, но все равно слово «игра» ассоциируется у нас с периодом детства. Она видоизменялась на протяжении всех временных отрезков, зависела от различных событий, быта людей, православных праздников. С изменением быта людей менялась и взрослая культура человечества, многие вещи навсегда уходили из обихода, но все равно оставались очень интересными и притягательными для детей. Россия до сих пор славится народной игрушкой - матрешкой, которая известна по всему миру, являясь символом нашей страны. Народная игрушка- это собирательный образ, который является педагогическим инструментом. Это не просто игра - это культурный объект, во взаимодействии с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре.
Первоначально игра была не только развлечением на досуге, но и способом организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной).

Слайд 4С давних времен именно через игру дети учились общаться между собой

и старшими, развивали физические и психологические качества: наблюдательность, сообразительность, ловкость, внимание, память, знакомились с новыми словами, звуками, музыкой. В крестьянских семьях было много детей, главным развлечением которых были незатейливые игрушки, сделанные руками старшего поколения. Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестёр, сверстников. Раньше сам момент творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы ненавязчиво указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные ценности, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старшего поколения.
С давних времен именно через игру дети учились общаться между собой и старшими, развивали физические и психологические

Слайд 5«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит русская

народная пословица. Кукла - обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут в себе душевной теплоты их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Наблюдая за играми детей с традиционными куклами – видно, что девочки относятся к куклам бережно, носят на руках, гладят, разговаривают с куклой ласковым голосом, им хочется приласкать ее, одеть, накормить, уложить в кроватку. Во время игр с куклой Барби дети ведут себя совсем по-другому: бегают, громко кричат, копируют жизнь и поведение взрослой девушки.
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит русская народная пословица. Кукла - обязательный спутник детских игр

Слайд 6Социально- личностное развитие ребёнка через ознакомление с народной куклой предполагает создание

необходимых педагогических условий: ‒ погружение детей в этнокультурную среду ( создание музея народной игрушки, наличие в предметно-развивающей среде произведений устного народного творчества, игровых модулей, отражающих быт и традиции наших предков); ‒ комплексное использование средств народной педагогики (пословиц. поговорок, колыбельных песен, народных подвижных игр); ‒ создание ситуаций, в которых детям передаётся социальный опыт; ‒ дифференцированный подход к детям, находящимся на разном уровне игрового взаимодействия; ‒ воспитание у детей эмоционально-положительного отношения друг к другу и их отражение в собственной игровой деятельности; ‒ включение народной игрушки во все виды деятельности детей.
Социально- личностное развитие ребёнка через ознакомление с народной куклой предполагает создание необходимых педагогических условий:   ‒

Слайд 7Беседы:  «Мои любимые игрушки», «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше»,

«Зачем нашим предкам нужны были куклы?»,  «Почему у народной куклы нет лица?», «Чем играли наши бабушки». Занятия-эксперименты «Какие знаете виды тканей?», «Из какого материала легче сделать куклу?». Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Дорисуй орнамент». Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка-травница»; «Пеленашка»; «Мартинички», «Подорожница»,  «Кувадка». Чтение художественной литературы: «М.А. Пожарова «Тряпичная кукла», И.Рюмина «Куклы наших бабушек». Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»;  «Куклы в русских народных играх и обрядах». Продуктивная деятельность детей: рисование «Куклы наших бабушек», «Украсим кукле фартук»; изготовление кукол «Пеленашка»; «Кувадка» и др. Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», « Гори-гори ясно», «Кострома». Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Традиционную тряпичную куклу я эффективно использую в разных формах образовательной деятельности:

Беседы:  «Мои любимые игрушки», «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Зачем нашим предкам нужны были куклы?»,  «Почему

Слайд 8Тряпичная народная кукла - обязательный атрибут при проведении фольклорных праздников: вместе

с куклами «Мартиничка», «Птица-Радость» ребята закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму.
Тряпичная народная кукла - обязательный атрибут при проведении фольклорных праздников: вместе с куклами «Мартиничка», «Птица-Радость» ребята закликают

Слайд 11Эффективность социально-личностное развития ребенка посредством народной игрушки зависит от тесного взаимодействия

с родителями, специалистами дошкольного учреждения: педагогами дополнительного образования по изобразительной деятельности, художественному труду, музыкальным руководителем. В данном направлении используются такие формы работы с дошкольниками как: - посещение музей народной игрушки в изостудии; - экскурсии в комнату русского быта «Горенка»; ознакомление с музыкально-игровым фольклором на музыкальных занятиях и досугах; - занятия по изготовлению народных игрушек в кружке «Умелые ручки».
Эффективность социально-личностное развития ребенка посредством народной игрушки зависит от тесного взаимодействия с родителями, специалистами дошкольного учреждения: педагогами

Слайд 16В рамках взаимодействия с родителями были организованы : Консультации: «Народная кукла как

средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии и воспитании ребенка-дошкольника». Совместная деятельность по подборке материалов для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, и т. п.) Совместная тврческая Выставка: «Кто в куклы не играл, тот детства не видал».
В рамках взаимодействия с родителями были организованы :   Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к

Слайд 19Работа с детьми по теме «Народная кукла в воспитании и развитии

детей старшего дошкольного возраста» позволила достичь следующих результатов: - через игру с тряпичной народной куклой дети познакомились с традициями и обычаями русского народа; - обогатился мир детской субкультуры в разных видах игровой и творческой деятельности; - обогатилось содержание ролевого поведения детей в самостоятельных и совместных играх; - повысилась культура взаимоотношений в коллективе сверстников; - предметно-развивающая среда стала более насыщенной, функциональной и привлекательной для детей.
Работа с детьми по теме «Народная кукла в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста» позволила достичь

Слайд 20Создан мини-музей народной игрушки

Создан мини-музей народной игрушки

Слайд 21Функционирует «Полочка красоты»

Функционирует  «Полочка красоты»

Слайд 22Оформлена картотека «Народные тряпичные куклы»

Оформлена картотека «Народные тряпичные куклы»

Слайд 27Оформлен фотоальбом тряпичной куклы «Сделали сами, своими руками»

Оформлен фотоальбом тряпичной куклы  «Сделали сами, своими руками»

Слайд 35Литература: 1. Дайн, Г.Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. - М.:

Культура и традиции, 2007. 2. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1994. 4. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992. 5. Детский народный календарь. - М.: Просвещение, 2001. 6. Интернет-ресурсы: https://www.bibliofond.ru/view.
Литература:  1. Дайн, Г.Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. - М.: Культура и традиции, 2007.

Слайд 36СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть