Презентация, доклад на тему Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации.

Содержание

Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Слайд 1Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации.
Шакирова

Марина Сергеевна
учитель начальных классов
Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации.Шакирова Марина Сергеевнаучитель начальных классов

Слайд 2Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Слайд 3Современный подход к процессу обучения ориентирует педагогов не только на усвоение

знаний и умений по предметам (хотя это остается одним из важнейших показателей в школе), но также на развитие учащихся. Педагог при подготовке к урокам думает не только о собственной деятельности, но и о развитии учебной деятельности своих учеников. Это обусловлено пониманием того, что успешность выпускника после окончания школы во многом будет зависеть не только от знаний и умений в образовательных областях, но и умения понимать цели предстоящей деятельности, самому эти цели определять, соотносить их со своими возможностями, намечать и выбирать способы их достижения и т. д. Именно этим умениям важно научить ребенка в школе, т. к. это поможет ему для дальнейшего продолжения образования, «позволит каждому школьнику самостоятельно осваивать новые темы и разделы, легче ориентироваться в требованиях к знаниям, свободнее делать выбор и принимать решения. Человек, умеющий строить свою деятельность, - человек независимый и самостоятельный». Полагаем, что именно такие качества нужны современному человеку для того, чтобы быть конкурентноспособным в современном обществе.

Современный подход к процессу обучения ориентирует педагогов не только на усвоение знаний и умений по предметам (хотя

Слайд 4 На протяжении одиннадцати лет ведущей деятельностью для школьника является деятельность

учебная.

Мотивационная основа учебной деятельности включает следующий набор компонентов:

Сосредоточение внимания учащихся на учебной мотивации.
Осознаие смысла предстоящей деятельности.
Осознанный выбор мотива.
Целеполагание – выработка учащимися целей учебной деятельности.
Стремление к цели – осуществление целей учебной деятельности.
Стремление к достижению успеха – осознание уверенности в правильности действий.
Самооценка процесса и результатов деятельности – эмоциональное к ней отношение.

На протяжении одиннадцати лет ведущей деятельностью для школьника является деятельность учебная.   Мотивационная основа учебной

Слайд 5Чтобы у учащегося не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя

должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.  

Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности это:

эмоциональный,
мотивационно-целевой,
познавательный.

Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.


Чтобы у учащегося не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой

Слайд 6Формирование мотивов учения
Эмоциональный блок

Формирование мотивов ученияЭмоциональный блок

Слайд 7Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство

- причину познавательного интереса.   Этому способствуют следующие приемы: 1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания; 2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя; 3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.); 4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы. 
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.    Этому

Слайд 8Формирование мотивов учения
Мотивационно-целевой блок

Формирование мотивов ученияМотивационно-целевой блок

Слайд 9Мотивационно -целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания

целей учения и их реализации.
Данная задача реализуется посредством следующих приёмов: 1)   прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности; 2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания; совместное планирование деятельности на уроке, прерывание и незавершённость деятельности; 3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий; 4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Мотивационно -целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации.Данная задача

Слайд 10Познавательный блок
Формирование мотивов учения

Познавательный блокФормирование мотивов учения

Слайд 11Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется: ·       умением самостоятельно выделять

учебную задачу (проблему),  ·       овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. 
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется:  ·       умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему), 

Слайд 12Для изучения уровня сформированности мотивации учебной деятельности я провела специальное исследование.


Оно проводилось путем анкетирования учащихся.
  Анкетирование проводилось в параллели четвертых классов школы .
 Цель: изучение уровня сформированности основных мотивов учебной деятельности учащихся на различных уроках.
Учащимся предлагалось оценить ряд утверждений (см. табл. 1). Оценка проводилась в баллах по следующей шкале: 2 – всегда бывает; 1 – иногда; о – никогда не бывает. Всего было предложено оценить 12 позиций, которые по смысловому содержанию сгруппированы в 4 блока.
Для изучения уровня сформированности мотивации учебной деятельности я провела специальное исследование. Оно проводилось путем анкетирования учащихся.  Анкетирование

Слайд 13В анкетировании приняли участие 21 ученик 4 класса «А» и 22

ученикf 4 класса «Б». Обработка результатов анкетирования проводилась по следующей схеме:
Все утверждения разделены на блоки, позволяющие определить вид учебной мотивации:
1) для каждого ученика надо определить (вычислить) средний балл по блоку. Для этого надо найти сумму всех баллов в блоке и разделить ее на произведение вопросов и количество предметов (пример - сумма баллов в блоке I равна 28, 3 вопроса х на 5 предметов =15; средний балл равен 28:15= 1.9)
2) вычислить средний балл по каждому блоку в классе и по классу в целом;
3) На основании полученных данных по средним баллам по блокам построить графики уровня сформированности мотивации учебной деятельности для каждого класса.
В графической форме результаты анкетирования представлены на рисунке

В анкетировании приняли участие 21 ученик 4 класса «А» и 22 ученикf 4 класса «Б». Обработка результатов

Слайд 14Результаты анкетирования учащихся позволяют сделать следующие выводы:
Уровень сформированности мотивации учебной деятельности

по всем блокам вопросов в 4 классе «А» выше, чем в 4 классе «Б».
1. наиболее высокий показатель в обоих классах в блоке «ситуативный интерес» (наиболее неустойчивая мотивация);
2. самые низкие показатели во второй группе – «учение по необходимости»;
3. невысокий уровень сформированности учебной мотивации в третьем и четвертом блоках (особенно в 5-а). Но именно эти мотивы учебной деятельности способствуют формированию прочных, глубоких и осознанных знаний, умений и навыков;
4. общий уровень сформированности мотивации учебной деятельности в 4 классе «А» - достаточный (80,88%), а в 4 классе «Б» - низкий (64%)
По данной методике уровень мотивации оценивался следующим образом:
более 80 % - оптимальный уровень;
65 - 84% - достаточный уровень;
40 - 64% - низкий уровень.
Следует заметить, что не все из этих предметов ведут одни и те же учителя. Следовательно, уровень сформированности мотивации зависит не только от состава учащихся данного класса, но также от состава преподавателей, работающих в них.


Следует заметить, что не все из этих предметов ведут одни и те же учителя. Следовательно, уровень сформированности мотивации зависит не только от состава учащихся данного класса, но также от состава преподавателей, работающих в них.

Следует заметить, что не все из этих предметов ведут одни и те же учителя. Следовательно, уровень сформированности мотивации зависит не только от состава учащихся данного класса, но также от состава преподавателей, работающих в них.

Следует заметить, что не все из этих предметов ведут одни и те же учителя. Следовательно, уровень сформированности мотивации зависит не только от состава учащихся данного класса, но также от состава преподавателей, работающих в них.

Результаты анкетирования учащихся позволяют сделать следующие выводы:Уровень сформированности мотивации учебной деятельности по всем блокам вопросов в 4

Слайд 15Доска и мел – главные наши инструменты, но хочется большего…

Доска и мел – главные  наши инструменты, но хочется большего…

Слайд 16Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую

нужно зажечь.
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,  а свеча, которую нужно зажечь.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть