Слайд 1 Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Бакирова Роза
Каримовна, учитель начальных классов МОУ «Пензятская СОШ»
Слайд 2Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.
В
рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно в действии порождается знание.
Слайд 3Системно-деятельностный подход предъявляет особые требования и к учителю.
Л.С.Выготский, “Учитель должен быть
рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.
Слайд 4
Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе
собственной учебно-познавательной деятельности называется системно - деятельностным.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено ещё в 1985 году. Он основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономер-ности процесса обучения и воспитания. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно - познавательную деятельность.
Слайд 5
Дидактические принципы системно – деятельностного подхода :
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип
психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Слайд 6Системно-деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:
использование активных и интерактивных методик;
участие в проектной деятельности;
владение приёмами исследовательской деятельности ;
вовлечение обучающихся в игровую деятельность ;
вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность;
вовлечение обучающихся в оценочно-дискуссионную деятельность ;
работа с источниками информации ;
решение познавательных и практических задач;
анализ современных общественных явлений и событий, жизненных ситуаций и т. д.
Слайд 7
Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
I. Мотивирование к учебной деятельности
(организационный момент)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
III. Постановка учебной задачи
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Слайд 8Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
V. Первичное закрепление
VI. Самостоятельная работа
с самопроверкой по образцу (эталону)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
полном объеме деятельностный подход можно, используя совокупность технологий:
- технологии проблемного обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии организации проектной деятельности;
- технология групповой работы;
- технология проблемно-диалогического обучения.
Слайд 10
Исследовательская деятельность.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в
процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость что доказывают призовые места учащихся
Ученик 3 класса Литюшкин Семен Александрович (учитель Бакирова Р.К.)
победитель в муниципальном конкурсе учебно-исследовательских, проектных работ учащихся «Юный исследователь»
Слайд 11Ученики 4 класса Апарин Ф.М. и Богданова Я.Р. (учитель Бакирова Р.К.)
победители муниципального конкурса учебно-исследовательских, проектных работ учащихся «Юный исследователь»
Слайд 12Ученики 4 класса Литюшкин Семен Александрович, Стадник Анастасия Александровна (учитель Бакирова
Р.К.)
победители в муниципального, республиканского конкурсов учебно-исследовательских проектных работ учащихся
«Юный исследователь»
Слайд 13Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.
Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение :
Внешний мониторинг по математике 09.11. 2016 (качество знаний -66 %);
Анализ независимой оценки качества подготовки обучающихся (контрольной работы) по математике и русскому языку в 4 классе 24.01.2017, 25.01. 2017 (качество знаний -67 %);
Слайд 14 Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.
В муниципальном
этапе олимпиады школьников в 2016 году призером в олимпиаде по русскому языку стал:
Аитов Артур Дамирович ученик 3 класса (учитель Бакирова Р.К.).
В апреле месяце проводились ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру. Результаты почти не отличаются от четвертных оценок учащихся.
Слайд 15Ученица 3 класса Стадник Анастасия Александровна
победитель муниципального конкурса сочинений, посвященных
к 71 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Слайд 16Мои ученики участвуют и побеждают во многих дистанционных олимпиадах и конкурсах
Слайд 17Где транслировался опыт применения педагогической технологии
Проводила открытый урок в рамках районного
семинара на тему «Что вокруг нас может быть опасным?» (ноябрь 2017г.);
Выступила в РМО учителей начальных классов с докладом на тему: «Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода » (март 2018г.);
30.11.16г участвовала в районном семинаре учителей начальных классов в Черемишевской ООШ и выступила на тему «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях» ;
25.11. 2016г. Принимала участие в работе республиканского обучающего семинара «Проблемы и перспективы использования деятельностной модели организации учебной деятельности младшего школьника» и выступила на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС НОО» и т.д.
Слайд 18Размещаю свои материалы : metod-kopilka.ru, инфоурок, мультиурок.
Слайд 19 Заключение
Реализация деятельностного
подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии системно - деятельностного метода обучения формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражённого в положениях Закона РФ « Об образовании» и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Слайд 20СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / - М: Просвещение, 2010.- 145с.
Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения. - 2003. - № 6. - с. 30
Деятельностно-ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября». 2011. № 9.- С.14-15.
Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С.В. Дмитриев // Школьные технологии. 2003. № 6. С. 30-39.
Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011. № 4. С. 13-27.
Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцев // Педагогика. 2002. № 6. С. 44-66.
Курлыгина О.Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения ... Начальная школа № 8 2010, стр 50.
Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьев //Начальная школа плюс. 2001.№1. с. 3-6
Попова Н. П. «Деятельностный способ обучения», ОАОУ НИРО,2011.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
Хуторской А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторской //Народное образование. 2003. № 8. С. 107-114.
Слайд 21СПАСИБО!
Желаю всем творческих успехов!