Слайд 1Методики оценивания УУД в условиях реализации ФГОС НОО
учитель начальных классов
МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
Соколинская Анна Анатольевна
Слайд 2 Понятие «УУД»
В широком
значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Слайд 3Виды универсальных учебных действий
Виды
УУД
Слайд 4
действия
нравственно-этического
оценивания
Личностные УУД
Слайд 5Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание
Планирование
Контроль
Прогнозирование
Коррекция
Волевая
саморегуляция
Оценка
Слайд 6Познавательные УУД
Познавательные УУД
обще-
учебные, включая
специально-предметные
действия
логические, включая
знаково-символические
действия
постановка
и
решение
проблем
Слайд 7Коммуникативные УУД
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказываний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
Слайд 8Типовые задания личностных УУД
1. «Лесенка» (1- 4 класс).
2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
3. Мотивация
учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) (3-4 класс)
4. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
5. «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Слайд 9Типовые задачи в развитии личностных УУД
Методика «Беседа о школе»
Описание задания: ученик
должен ответить на вопросы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.
4. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».
5. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
Слайд 10Типовые задания регулятивных УУД
1. «Рисование по точкам (1 класс)
2.
Корректурная проба (2- 4 класс)
Слайд 11Типовые задания регулятивных УУД
Рисование по точкам
Методика включает 6 задач, каждая из
которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:
Слайд 13Типовые задания познавательных УУД
1. «Найди отличия» - сравнение картинок
(1 класс).
2. Выделение существенных признаков (2 класс).
3. Логические закономерности (3 класс).
4. Исследование словесно- логического мышления (4 класс).
Слайд 14Типовые задания познавательных УУД
Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.
Карпова)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.
1. Скажи, сколько слов в предложении.
2. Назови первое слово, второе и т. д.
Предлагаемые предложения:
Маша и Юра пошли в лес.
Таня и Петя играют в мяч.
Слайд 15Типовые задания коммуникативных УУД
1. Узор под диктовку
2. «Рукавички»
3. «Левая и правая стороны»
4. «Совместная сортировка»
5. «Дорога к
дому»
6. «Кто прав?»
Слайд 16Типовые задания коммуникативных УУД
Методика «Рукавичка» (Г.А. Цукерман)
Детям, сидящим парами, дают по
одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми. Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Слайд 17Методика «Какой Я?»
А
Б
аккуратный драчливый
вежливый злой
честный ленивый
добрый упрямый
любознательный невнимательный
отзывчивый неаккуратный
справедливый грубый
трудолюбивый жадный
старательный завистливый
верный нечестный
К1 = Ка/10 К2 = Кб/10
Ка – количество слов, выбранных ребенком из столбика А
Кб – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б
Слайд 18Оценивание
К1 ≥ 0,6, К2 ≤ 0,3
самооценка завышена
К1 ≤ 0,3, К2
≥ 0,6
самооценка занижена
К1 ≈ К2 ≈ 0,4 – 0,6
самооценка адекватна
Слайд 19«Дорога к дому»
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства
нарисованных дорожек с образцами;
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Слайд 20«Дорога к дому»
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не
построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
Слайд 21Попутного ветра в освоении методик оценивания УУД!