Презентация, доклад на тему Методика воспитательной работы педагога

Содержание

Воспитание - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей обества и как следствие – развитие их индивидуальности, самоактуализации личности.

Слайд 1Методика воспитательной работы педагога

Методика воспитательной работы педагога

Слайд 2Воспитание -
это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и

воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей обества и как следствие – развитие их индивидуальности, самоактуализации личности.
Воспитание -   это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации

Слайд 3Основные признаки воспитания:
Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента
Изменчивость и

динамичность
Воспитание-процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон
Воспитание – процесс творческий
Воспитание осуществляется специально ___подготовленными людьми
Основные признаки воспитания:Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элементаИзменчивость и динамичностьВоспитание-процесс взаимодействия педагога и воспитанников при

Слайд 4Процесс воспитания- сложная динамическая система
Структура основана на выделении главных

стадий воспитательного процесса. Критерием здесь является последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти весь процесс, направленный на качественное решение поставленныз задач.
Процесс воспитания- сложная динамическая система  Структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерием здесь является

Слайд 5Главные стадии процесса воспитания

Главные стадии процесса воспитания

Слайд 6Подходы воспитательной системы
Подход является комплексным педагогическим средством и включает три компонента:
основные

понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики;
принципы как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности;
приемы и методы построения ___ воспитательного процесса.

Подходы воспитательной системыПодход является комплексным педагогическим средством и включает три компонента:основные понятия, используемые в процессе изучения и

Слайд 7Комплексный подход 
предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний;

деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспитания; контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяют наметить новые цели с учетом ___достигнутого и появившихся проблем.
Комплексный подход предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний; деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания

Слайд 8Ценностный (аксиологический) подход. 
У мира педагогических ценностей две составляющие – ценности воспитателя

и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько разновидностей педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные.
В системе отношений наставников и воспитанников проявляется система ценностных ориентации, субъективированных личностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе ____соответствуют нормативным, пропагандируемым ____ ценностям.

Ценностный (аксиологический) подход. У мира педагогических ценностей две составляющие – ценности воспитателя и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько

Слайд 9Синергетический подход 
рассматривается как осознание субъектом потребности в изменении существующего или ожидаемого

положения вещей в материальной либо в идеальной сфере и определение цели своей деятельности.
Следует отметить, что развитие личности как самоорганизующейся системы происходит посредством овладения социальными ролями, обеспечивающими социализацию, а затем и персонализацию человека. Личность одновременно и присваивает внешнее, и творит внутреннее, а по мере накопления опыта и развития творческих ____способностей преобразует внешнее и создает ____новое для себя и для других.

Синергетический подход рассматривается как осознание субъектом потребности в изменении существующего или ожидаемого положения вещей в материальной либо в

Слайд 10Философско-антропологический подход
согласно данному подходу цель, предмет и ценность воспитания – Человек

и его бытие в мире.
В связи с этим оно направлено на постижение духовной жизни воспитанника и осуществляется благодаря диалогическому взаимодействию воспитателя и воспитанника.
Основная задача воспитателя – понять, принять еще не осознанные цель, смысл жизни, поступок воспитанника как единство действия, переживания, убеждения, мысли и чувства.
Философско-антропологический подходсогласно данному подходу цель, предмет и ценность воспитания – Человек и его бытие в мире.В связи

Слайд 11Полисубъектный подход
как условие гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Полисубъектный подход предполагает, что учитель не учит,

а активизирует, стимулирует стремление учеников к саморазвитию, создает условия для творческой самореализации.
Полисубъектный подходкак условие гуманизации учебно-воспитательного процесса.Полисубъектный подход предполагает, что учитель не учит, а активизирует, стимулирует стремление учеников к

Слайд 12Помимо перечисленных в воспитательном процессе действуют подходы:
системный
деятельностный
личностно ориентированный
культурологический

Помимо перечисленных в воспитательном процессе действуют подходы:системныйдеятельностныйличностно ориентированныйкультурологический

Слайд 13Принципы воспитательного процесса
это общие фундаментальные (исходные) положения, в которых выражены основные

требование к содержанию, методам, организации данного процесса.
В отличие от общих принципов педагогического процесса, обучения они отражают специфические отношения, проявляющиеся в процессе воспитания.
Ими руководствуются педагоги при решении ___ воспитательных задач. 
Принципы воспитательного процессаэто общие фундаментальные (исходные) положения, в которых выражены основные требование к содержанию, методам, организации данного

Слайд 14Принцип гуманистической направленности воспитания
предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к

ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции; на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости, на формирование личности – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.

Принцип гуманистической направленности воспитанияпредполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.Реализация

Слайд 15Принцип природосообразностип воспитания
 предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи

естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума.
В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

Принцип природосообразностип воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с

Слайд 16Принцип культуросообразности воспитания
 в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться, на

общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих ___общечеловеческим ценностям.
Принцип культуросообразности воспитания в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться, на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в

Слайд 17Принцип коллективности воспитания
 воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку

опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и саморегуляции, а в целом - для приобретения опыта адаптации и ___обособления в обществе.
Принцип коллективности воспитания воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия

Слайд 18Принцип центрации воспитания на развитии личности
стратегия и тактика воспитания должны быть

направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.
Принцип центрации воспитания на развитии личностистратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и

Слайд 19Принцип диалогичности воспитания
духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе

такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений, и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также ____совместное продуцирование, ценностей.

Принцип диалогичности воспитаниядуховно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием

Слайд 20Принцип незавершимости воспитания
 предполагает признание, каждого возрастного этапа развития человека самоценным,  а не

только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни.
За этим принципом стоит, признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое: они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения.
Принцип незавершимости воспитания предполагает признание, каждого возрастного этапа развития человека самоценным,  а не только и не столько этапом подготовки

Слайд 21Принцип дополнительности в воспитании
подход к изучению воспитания как, одного, из социальных

институтов, который включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муниципальные, локальные); воспитательные организации различных видов и типов;
рассмотрение воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, воспитывающего обучения, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека.

Принцип дополнительности в воспитанииподход к изучению воспитания как, одного, из социальных институтов, который включает в себя взаимодополняющие

Слайд 22Методы воспитания
это способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на

сознание, поведение воспитанников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта полезной деятельностью и многообразных отношений
Методы воспитанияэто способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, поведение воспитанников, на формирование у

Слайд 23Виды методов

Виды методов

Слайд 24Методы формирования сознания

Методы формирования сознания

Слайд 25Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Слайд 26Методы стимулирования поведения

Методы стимулирования поведения

Слайд 27Методы контроля, самоконтроля и самооценки

Методы контроля, самоконтроля и самооценки

Слайд 28Степень влияния каждой из этих групп на результаты воспитания различна, поэтому

следует помнить указание А.С. Макаренко о том, что нет не может быть универсальных методов и средств воспитания и что успеха в воспитательном процессе можно достичь лишь тогда, когда все методы будут использованы в системе и совокупности их, с учетом специфической направленности каждого метода.
Степень влияния каждой из этих групп на результаты воспитания различна, поэтому следует помнить указание А.С. Макаренко о

Слайд 29Выбор метода зависит от:
цели и задач воспитания
содержания воспитания
уровня воспитанности детей
от возраста

воспитанников и их индивидуальных черт
от характера отношений между участниками воспитательного процесса
от авторитета воспитателя и т.д.
Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.

Выбор метода зависит от:цели и задач воспитаниясодержания воспитанияуровня воспитанности детейот возраста воспитанников и их индивидуальных чертот характера

Слайд 30Методы воспитания проявляют свое содержание через:
Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование,

приучение).
Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.
Создание общественного мнения.
Общение, деятельность организованные воспитателем.
Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.
Погружение в мир искусства и творчества.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).Создание условий и ситуаций, которые вынуждают

Слайд 31 Воспитание ребенка будет успешным, если оно осуществляется системно.

Основной задачей педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения является приведение всех своих воспитательных действий в воспитательную систему, которая представляет собой единую линию закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Воспитание ребенка будет успешным, если оно осуществляется системно.   Основной задачей педагогического коллектива дошкольного образовательного

Слайд 32Воспитательная система МДОУ
это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:

совокупность идей, для реализации которых создается воспитательная система деятельности всех участников образовательного процесса, обеспечивающих реализацию задач деятельности педагогов, которые организуют воспитательную систему и в ней участвуют предметно-развивающей среды управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов воспитательной ____системы в целом
Воспитательная система МДОУэто развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: совокупность идей, для реализации которых создается

Слайд 33Цель воспитательной системы МДОУ
создание комфортных условий воспитанникам и сотрудникам для реализации

комплексного развития каждого ребенка с учетом психологического и физического состояния здоровья, всестороннего развития личности каждого воспитанника
Цель воспитательной системы МДОУсоздание комфортных условий воспитанникам и сотрудникам для реализации комплексного развития каждого ребенка с учетом

Слайд 34Виды воспитания классифицируются по разным основаниям:

Виды воспитания классифицируются  по разным основаниям:

Слайд 35Наиболее обобщенная классификация включает в себя:
 умственное
нравственное
трудовое
физическое воспитание.

Наиболее обобщенная классификация включает в себя: умственное нравственноетрудовоефизическое воспитание.

Слайд 36В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: 
гражданское
политическое
интернациональное
эстетическое
правовое
экологическое
экономическое воспитание

В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданскоеполитическоеинтернациональноеэстетическоеправовоеэкологическоеэкономическое воспитание

Слайд 37По институциональному признаку воспитание бывает:
 семейное
школьное
внешкольное
религиозное

По институциональному признаку воспитание бывает: семейноешкольноевнешкольноерелигиозное

Слайд 38По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание:
авторитарное
демократическое
либеральное
свободное

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание:авторитарноедемократическоелиберальноесвободное

Слайд 39Методика опытно-эксперементальной работы

Методика  опытно-эксперементальной  работы

Слайд 40Эксперименты бывают:
индивидуальные или групповые
однократные или циклические (цикл наблюдений за водой,

за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.);
Эксперименты бывают:индивидуальные или групповые однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные

Слайд 41По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:
констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно

состояние объекта или одно явление),
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление),сравнительные (позволяющие

Слайд 42Подготовительная работа
Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике.


Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
Разработка и проведение педагогической диагностики воспитанников, с целью фиксации личностного роста и объёма умений детей.
Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
Определение основных форм работы с воспитанниками.
Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность воспитанников экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.
Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике экспериментальной деятельности воспитанников, оснащение уголка экспериментирования
Подборка практического материала
Подготовительная работаИзучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по

Слайд 43Алгоритм опытно-эксперементальной работы
Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем,

касающихся определённой темы.
Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.
Экспериментальная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.
Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями (законными представителями).
Алгоритм опытно-эксперементальной работыАктуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы. Обсуждение идей, предположений

Слайд 44Структура эксперементального занятия
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта

проблемной ситуации.
Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы,
Анализ и обобщение полученных детьми ____результатов экспериментирования
Структура эксперементального занятияПостановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Тренинг внимания, памяти, логики

Слайд 45Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть