Слайд 1Методика воспитательной работы педагога
Слайд 2Воспитание -
это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и
воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей обества и как следствие – развитие их индивидуальности, самоактуализации личности.
Слайд 3Основные признаки воспитания:
Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента
Изменчивость и
динамичность
Воспитание-процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон
Воспитание – процесс творческий
Воспитание осуществляется специально ___подготовленными людьми
Слайд 4Процесс воспитания- сложная динамическая система
Структура основана на выделении главных
стадий воспитательного процесса. Критерием здесь является последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти весь процесс, направленный на качественное решение поставленныз задач.
Слайд 5Главные стадии процесса воспитания
Слайд 6Подходы воспитательной системы
Подход является комплексным педагогическим средством и включает три компонента:
основные
понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики;
принципы как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности;
приемы и методы построения ___ воспитательного процесса.
Слайд 7Комплексный подход
предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний;
деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспитания; контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяют наметить новые цели с учетом ___достигнутого и появившихся проблем.
Слайд 8Ценностный (аксиологический) подход.
У мира педагогических ценностей две составляющие – ценности воспитателя
и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько разновидностей педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные.
В системе отношений наставников и воспитанников проявляется система ценностных ориентации, субъективированных личностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе ____соответствуют нормативным, пропагандируемым ____ ценностям.
Слайд 9Синергетический подход
рассматривается как осознание субъектом потребности в изменении существующего или ожидаемого
положения вещей в материальной либо в идеальной сфере и определение цели своей деятельности.
Следует отметить, что развитие личности как самоорганизующейся системы происходит посредством овладения социальными ролями, обеспечивающими социализацию, а затем и персонализацию человека. Личность одновременно и присваивает внешнее, и творит внутреннее, а по мере накопления опыта и развития творческих ____способностей преобразует внешнее и создает ____новое для себя и для других.
Слайд 10Философско-антропологический подход
согласно данному подходу цель, предмет и ценность воспитания – Человек
и его бытие в мире.
В связи с этим оно направлено на постижение духовной жизни воспитанника и осуществляется благодаря диалогическому взаимодействию воспитателя и воспитанника.
Основная задача воспитателя – понять, принять еще не осознанные цель, смысл жизни, поступок воспитанника как единство действия, переживания, убеждения, мысли и чувства.
Слайд 11Полисубъектный подход
как условие гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Полисубъектный подход предполагает, что учитель не учит,
а активизирует, стимулирует стремление учеников к саморазвитию, создает условия для творческой самореализации.
Слайд 12Помимо перечисленных в воспитательном процессе действуют подходы:
системный
деятельностный
личностно ориентированный
культурологический
Слайд 13Принципы воспитательного процесса
это общие фундаментальные (исходные) положения, в которых выражены основные
требование к содержанию, методам, организации данного процесса.
В отличие от общих принципов педагогического процесса, обучения они отражают специфические отношения, проявляющиеся в процессе воспитания.
Ими руководствуются педагоги при решении ___ воспитательных задач.
Слайд 14Принцип гуманистической направленности воспитания
предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к
ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции; на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости, на формирование личности – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.
Слайд 15Принцип природосообразностип воспитания
предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи
естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума.
В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.
Слайд 16Принцип культуросообразности воспитания
в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться, на
общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих ___общечеловеческим ценностям.
Слайд 17Принцип коллективности воспитания
воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку
опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и саморегуляции, а в целом - для приобретения опыта адаптации и ___обособления в обществе.
Слайд 18Принцип центрации воспитания на развитии личности
стратегия и тактика воспитания должны быть
направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.
Слайд 19Принцип диалогичности воспитания
духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе
такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений, и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также ____совместное продуцирование, ценностей.
Слайд 20Принцип незавершимости воспитания
предполагает признание, каждого возрастного этапа развития человека самоценным, а не
только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни.
За этим принципом стоит, признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое: они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения.
Слайд 21Принцип дополнительности в воспитании
подход к изучению воспитания как, одного, из социальных
институтов, который включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муниципальные, локальные); воспитательные организации различных видов и типов;
рассмотрение воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, воспитывающего обучения, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека.
Слайд 22Методы воспитания
это способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на
сознание, поведение воспитанников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта полезной деятельностью и многообразных отношений
Слайд 25Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Слайд 27Методы контроля, самоконтроля и самооценки
Слайд 28Степень влияния каждой из этих групп на результаты воспитания различна, поэтому
следует помнить указание А.С. Макаренко о том, что нет не может быть универсальных методов и средств воспитания и что успеха в воспитательном процессе можно достичь лишь тогда, когда все методы будут использованы в системе и совокупности их, с учетом специфической направленности каждого метода.
Слайд 29Выбор метода зависит от:
цели и задач воспитания
содержания воспитания
уровня воспитанности детей
от возраста
воспитанников и их индивидуальных черт
от характера отношений между участниками воспитательного процесса
от авторитета воспитателя и т.д.
Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.
Слайд 30Методы воспитания проявляют свое содержание через:
Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование,
приучение).
Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.
Создание общественного мнения.
Общение, деятельность организованные воспитателем.
Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.
Погружение в мир искусства и творчества.
Слайд 31 Воспитание ребенка будет успешным, если оно осуществляется системно.
Основной задачей педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения является приведение всех своих воспитательных действий в воспитательную систему, которая представляет собой единую линию закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Слайд 32Воспитательная система МДОУ
это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:
совокупность идей, для реализации которых создается воспитательная система деятельности всех участников образовательного процесса, обеспечивающих реализацию задач деятельности педагогов, которые организуют воспитательную систему и в ней участвуют предметно-развивающей среды управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов воспитательной ____системы в целом
Слайд 33Цель воспитательной системы МДОУ
создание комфортных условий воспитанникам и сотрудникам для реализации
комплексного развития каждого ребенка с учетом психологического и физического состояния здоровья, всестороннего развития личности каждого воспитанника
Слайд 34Виды воспитания классифицируются
по разным основаниям:
Слайд 35Наиболее обобщенная классификация включает в себя:
умственное
нравственное
трудовое
физическое воспитание.
Слайд 36В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют:
гражданское
политическое
интернациональное
эстетическое
правовое
экологическое
экономическое воспитание
Слайд 37По институциональному признаку воспитание бывает:
семейное
школьное
внешкольное
религиозное
Слайд 38По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание:
авторитарное
демократическое
либеральное
свободное
Слайд 39Методика
опытно-эксперементальной
работы
Слайд 40Эксперименты бывают:
индивидуальные или групповые
однократные или циклические (цикл наблюдений за водой,
за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.);
Слайд 41По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:
констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно
состояние объекта или одно явление),
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Слайд 42Подготовительная работа
Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике.
Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
Разработка и проведение педагогической диагностики воспитанников, с целью фиксации личностного роста и объёма умений детей.
Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
Определение основных форм работы с воспитанниками.
Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность воспитанников экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.
Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике экспериментальной деятельности воспитанников, оснащение уголка экспериментирования
Подборка практического материала
Слайд 43Алгоритм опытно-эксперементальной работы
Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем,
касающихся определённой темы.
Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.
Экспериментальная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.
Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями (законными представителями).
Слайд 44Структура эксперементального занятия
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта
проблемной ситуации.
Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы,
Анализ и обобщение полученных детьми ____результатов экспериментирования