Слайд 1Методика развития представлений о форме и геометрических фигурах
Составила Клочкова Е.В.
Слайд 2 Форма — это основное зрительно и осязательно воспринимаемое
свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого. Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов. Это система геометрических фигур. Развитие представлений о форме предметов является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.
Слайд 3Механизмы восприятия формы:
Младенчество: хватание предметов и манипуляция с ними.
Второй год жизни: манипуляция, обследование предмета (направленные действия). Третий-четвертый годы жизни: ощупывательные движения ладошкой, взгляд - по центру предмета (для обследования формы используется осязательно-двигательный путь). Пятый-шестой годы жизни: ощупывание предмета обеими руками. К семи годам: дети последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.
Слайд 4Этапы восприятия геометрических фигур:
I этап. Дети воспринимают геометрические
фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, треугольник — крышей и т. п.). II этап. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр —- как стакан, шар похож на мячик и т. п.). III этап. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (платок квадратный, пуговица круглая и т. д.). Задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).
Слайд 5Этапы восприятия свойств геометрических фигур
I этап. Фигура воспринимается как целое. Ребенок
не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия. II этап. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине). III этап. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького). Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр).
Слайд 6Задачи развития представлений о форме предметов у детей 2-3 лет
Учить различать
предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей 3-4 лет
Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником.
Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Слайд 7Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
4-5 лет
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Слайд 8Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
5-6 лет
Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.
Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Слайд 9Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и
некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке.
Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей 6-7 лет
Слайд 10В каждой возрастной группе технология ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои
особенности. Вторая младшая группа (3-4 года): дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат, пользуясь приемом попарного сравнения: шар и куб, куб и брусок — кирпичик; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру. Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры. Дети разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?» Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности.
Слайд 11Средняя группа (4 – 5 лет): Более детальное обследование геометрических фигур.
С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром. От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению. Основными приемами могут быть: практические действия с предметами (катают, ставят); накладывание и прикладывание; обведение по контуру, ощупывание; упражнения в группировке и упорядочивании — дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур; сопоставление форм предметов с геометрическими образцами; анализ сложной формы. От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2—4 частей: неваляшка, машина и т. д.). Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, Т. В. Васильева разработали 3 типа заданий в области ознакомления детей пятого года жизни с формой предметов и геометрическими фигурами: задания на усвоение геометрических фигур; задания на сравнение форм реальных предметов с геометрическими фигурами; Задания на пространственный анализ составной формы.
Слайд 12Старшая группа (5 – 6 лет): В старшей группе обследование геометрической
фигуры становится еще более подробным и детальным. Важным элементом методики является измерение условной мерой. Работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на основе сопоставления и противопоставления геометрических фигур. Модели сначала сопоставляются попарно, затем сопоставляются сразу 3—4 фигуры каждого вида, например четырехугольники. Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур: выкладывание из палочек, полосок бумаги. На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщающему понятию «четырехугольники». В результате определенной работы дети овладевают способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию, использовать их в самостоятельной деятельности, на занятиях по конструированию. Старшие дошкольники учатся расчленять сложный узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение, составлять узор сложной формы из геометрических фигур одного-двух видов, различных по величине (размеру).
Слайд 13 Будущих школьников учат различать и называть многоугольники (треугольник,
четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник), называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме. Работа направлена, прежде всего, на совершенствование качества этих знаний: полноты, осознанности. Геометрический материал широко используется во время занятий как демонстрационный и раздаточный при формировании числовых понятий, делении целого на части и т. д.
Слайд 14Для детей младшего и среднего дошкольного возрастов в основном используется три
группы дидактических игр и упражнений:
1. на усвоение особенностей геометрических фигур. Например, «Назови геометрическую фигуру», «Домино фигур», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек»; 2. сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. Например, «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», «Найди то, что я тебе покажу», «Магазин», «Поручения»; 3. анализ сложной формы: «Выкладывание орнамента», «Из каких фигур состоит предмет», «Разрезанные картинки», «Склеим чайник», «Составь целое из частей», «Изменилось ли?».
Слайд 15В старшей и подготовительной к школе группе можно провести игры и
упражнения со следующим содержанием:
ознакомление с разновидностями геометрических фигур;
овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов (найди такой же узор, найди по описанию, кто больше увидит, у кого такая же игрушка, найди на ощупь);
аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов («Мы составляем Петрушку», «Мастер с молотком», «Выложи из цветной мозаики», «Придумай сам» и др.); развивающие игры: «Фабрика», «Обручи», «Дерево» и др. (А. А. Столяр). “Танграм”, “Кубики для всех” Игры с блоками, палочками Кюизенера.