Презентация, доклад на тему :Методика работы над правописанием безударных гласных

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИЦель: методика изучения, и закрепления, и повторения навыков правописания безударных гласных в начальных классах.Задача: представить вниманию учителей начальных классов методику работы над правилом правописания

Слайд 1Методика работы над правописанием безударных гласных».

Методика работы над правописанием безударных гласных».

Слайд 2 ЦЕЛИ

И ЗАДАЧИ
Цель: методика изучения, и закрепления, и повторения навыков правописания безударных гласных в начальных классах.

Задача: представить вниманию учителей начальных классов методику работы над правилом правописания безударных гласных в начальных классах;
Применение различных упражнений направленных на обнаружение орфограмм.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИЦель: методика изучения, и закрепления,

Слайд 3 Формирование прочных орфографических навыков у школьников – одна из

важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность – выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном отношении.
Главным в обучении правописанию считается орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила — орфограмму.
Повышение эффективности обучения младших школьников правописанию безударных гласных надо связывать с развитием орфографической зоркости. Она развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и послеударных слогов, подвергаются в той или иной степени редукции – ослаблению артикуляции звука и изменению его звучания.

Формирование прочных орфографических навыков у школьников – одна из важнейших задач изучения русского языка в

Слайд 4Начиная изучение безударных гласных, необходимо сначала помочь ученикам уяснить суть ударения

– его смыслоразличительную роль в слове. Ребенок вдруг сталкивается с явлением разрушения слова, а отчего оно разрушается – непонятно. Вроде прочитываются все те же буквы, произносятся все те же звуки, а слова нет. И, оказывается, очень интересно вместе с учителем докопаться до сути этого явления и обнаружить, что во всем виновато ударение. Ударение становится близким и понятным ученику в своей сути, и теперь он готов к переключению на формальную сторону явления. Произнося слова, меняя в них место ударения, дети приучаются определять ударный гласный звук и обозначать ударение на письме. Затем нужно привлечь внимание детей к факту разного произнесение одного и того же звука в ударной и безударной позиции. Сравнивая звучание двух позиций, нужно подвести детей к выводу, что под ударением звук слышится яснее, четче и, кроме того, соответствует написанной букве.
Начиная изучение безударных гласных, необходимо сначала помочь ученикам уяснить суть ударения – его смыслоразличительную роль в слове.

Слайд 5Практические навыки грамотного письма вырабатывается путем разнообразных тренировочных упражнений.
- работа

по карточкам,
- предупредительные диктанты,
- объяснительные диктанты,
- Картинный диктант,
- словарные диктанты,
- выборочные диктанты и другие виды работ.

Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения в словах.

Слуховые упражнения:
       покажите ударную гласную в словах;
Урок, ворона, апельсин.

Упражнения на списывание:
   спишите слова, обозначьте ударение;
Паровоз, клубника, кошка, яблоко, игра, чтение.

Упражнения творческого характера:
  выпишите слова, имеющие три слога, поставьте ударение;
Вагон, машина, слива, малина, утро, яблоко

Практические навыки грамотного письма вырабатывается путем разнообразных тренировочных упражнений. - работа по карточкам,- предупредительные диктанты,- объяснительные диктанты,-

Слайд 6 Проведенная в букварный период предварительная работа, по распознаванию места

ударения, обнаружению безударных гласных и подбору под руководством учителя близких по значению слов для проверки этих гласных, подготавливает учащихся к усвоению представления о единообразном написании общей части родственных слов.
Следующие понятия, необходимые для формирования навыка правописания безударных гласных, - «корень», «однокоренные родственные слова».
Начинать эту работу лучше со слов, обозначающих название предмета по его действию, принадлежности, функции и т.п., таких, как «пожарник», «бегун», «сахарница». Сначала необходимо выяснить, почему так называется предмет и выделить так часть слова, в которой заключен смысл слова:
пожарник  (пожар)     
         бегун (бег)
Постепенно можно задать вопрос: «от какого слова образовано данное слово»?

Проведенная в букварный период предварительная работа, по распознаванию места ударения, обнаружению безударных гласных и подбору

Слайд 7Для работы с родственными словами используют следующие корни:
вед -, дел -,

бол -, вар -, вод -, вред -, встреч -, глаз -, горб -, гор -, гриб -, гряз -, гуд -, дед -, дожд -, дом -, дым -, дум -, двор -, ел -, звер -, звен -, земл -, зим -, зуб -, игр-, кос -, коз -, корм -, крик -, лес -, лен -, лис -, лист -, мед -, мест-, мор-, мост-, мяс-, нос-, пил-, пис-, рыб-, ряд-, спеш-, свет-, син-, слеп, сол-, сор-, стар-, стекл-, темк-, толст-, трав-, ход-, цвет-, цен-, час-, числ-, шум-, шут-.

При знакомстве с родственными словами ставятся следующие цели:
-  научить детей находить общую часть в группе родственных слов;
-  обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне независимо от того, в какой фонетической позиции они находятся;
-  добиться осознанного понимания признаков родства слов и предупредить ложные аналоги, основанные на звуковом сходстве корней;
-   попутно закрепить навыки распознавания частей речи по вопросам;
-   обогатить словарь учащихся.

Для работы с родственными словами используют следующие корни:вед -, дел -, бол -, вар -, вод -,

Слайд 8В работе используются различные упражнения, направленные на различение ударной и безударной

гласной, на формирование умения подбирать проверочные слова:

Упражнения на списывание:
- Спишите, в выделенных словах обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные; огород, собака, дорога
- Запишите под диктовку слова, подчеркните безударные гласные, поставьте ударение; облако, золото, молоко

- Спишите слова с безударной гласной, рядом напишите проверочные слова;
Зонт-зонты, слон-слоны, дерево – деревья.
- Спишите предложения. Найдите проверяемое и проверочное слово.

В работе используются различные упражнения, направленные на различение ударной и безударной гласной, на формирование умения подбирать проверочные

Слайд 9Во II классе правило правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых

ударением, изучается уже на морфологическом уровне. Такой переход становится возможным в связи с изучением состава слова.

Тема является продолжением той работы, которая уже проводилась в I классе на простейших примерах. Во в II классе нужно обратить внимание детей:
а) на выделение учащимися в словах не только безударного гласного звука, но и безударного слога;
б) на осознание учащимися факта несовпадения звука и буквы;
в) на умение обнаруживать в тексте орфограммы, т.е. безударные слоги, безударные гласные;
г) на быстроту реакции у детей в изменении слов: «к-са – косы, р-са – росы»

Обнаружение безударных гласных сопровождается работой над печатным текстом: путем наблюдений дети выясняют, как в практике письма принято обозначать безударные гласные. Зная уже способ проверки безударных гласных, дети обобщают наблюдения и таким образом подготавливаются к усвоению правила теории.

Во II классе правило правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, изучается уже на морфологическом уровне.

Слайд 10Упражнения, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слов.
.

Слуховые упражнения:
Назовите в словах безударную гласную в корне. Объясните, как проверили. Земля - земли
Поля – поле
Оса - осы
Послушайте загадку, назовите слова с безударной гласной в корне
Я над речкой лежу
Оба берега держу.
Укажите безударную гласную в
а) корне и суффиксе,
списать - списывать,
б) корне и приставке.
Погулять в лесу, приготовить уроки, присесть на стул.
Приведите, примеры с определенным корнем (мес-, лист-) с определенной приставкой и суффиксом.
мес- местечко, местный
лист – листва, лиственный
Упражнения, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слов..

Слайд 11Заключение.
У младших школьников уже есть опыт поиска безударных гласных в

слове – на основе звукобуквенного анализа слов, выделения ударных и безударных слогов. Самое главное в правописании безударных гласных – это умение их заметить (орфографическая зоркость). Здесь определенную роль играют опознавательные признаки орфограммы: отсутствие ударения; гласные звуки [о], [а], [и], [э]; место в слове – корень.
Работа над безударными гласными на морфемной основе с привлечением однокоренных слов как проверочных требует постоянного обогащения словаря, его активизации, формирования словообразовательных ассоциативных связей.
Опыт работы учителя начальных классов позволяет сделать вывод, что обучение правописанию безударных гласных представляет определенные трудности для детей, которые можно преодолеть при помощи указанных выше упражнений, наглядности, игровых моментов, систематической работы над темой в течение всего учебного года. От умений школьников быстро и правильно производить разбор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударную гласную, подбирать проверочное слово, соотносить написание гласной в корнях проверочного и проверяемого слов, во многом зависит уровень сформированности навыка правописания.
Заключение.У младших школьников  уже есть опыт поиска безударных гласных в слове – на основе звукобуквенного анализа

Слайд 12СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть