Презентация, доклад на тему Методический семинар в конкурсе Учитель года на тему Работа с одарёнными детьми и развитие их творческих способностей

Содержание

Мухамадиева Резеда Зуфаровна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 с углубленным изучением отдельных предметовг. Набережные Челны РТСтаж работы – 24 года .За это время найдено много

Слайд 1
Методический семинар на тему :
Работа с одарёнными детьми и развитие

их творческих способностей

Мухамадиева Резеда Зуфаровна ,
МБОУ «СОШ №18 с УИОП», г. Набережные Челны


Методический семинар на тему :Работа с одарёнными детьми и развитие их творческих способностей Мухамадиева Резеда Зуфаровна

Слайд 2
Мухамадиева Резеда Зуфаровна –
учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Набережные Челны РТ

Стаж работы – 24 года .

За это время найдено много приемов и методов обучения, но каждый день продолжаются поиски новых  уроков, которые добавили бы значимости моему предмету и процессу учения в целом.

Моё кредо:

«Ученик, это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»

Об авторе

Мухамадиева Резеда Зуфаровна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной

Слайд 3Условия возникновения опыта


«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся

из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский

Проблема: новый социальный заказ школьному образованию не может быть выполнен в полной мере только средствами традиционной педагогики.

Возникла необходимость в поиске средств и методических решений для соответствия новым профессиональным компетенциям.

Обновленная нормативная база (ФГОС, Концепция развития начального образования, профессиональный стандарт педагога)

Известная методическая база
(теории, технологии, диагностики)

Недостаточно средств для решения поставленных задач

Необходимость решать новые образовательные задачи: «…Обеспечение роста творческого потенциала учеников, их готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях…» (ФГОС)

Условия возникновения опыта «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

Слайд 4Виды одарённости
Т
Талант – это развитие природных склонностей.

О. Бальзак
Виды одарённостиТТалант – это развитие природных склонностей.

Слайд 5Теория опыта: портрет выпускника

Одарённость явная (проявленная),

которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей.
Одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает.
Одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Проявление одарённости




В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит, лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель

Любознательный, интересующийся,
активно познающий мир.
Умеющий учиться, способный к
организации собственной деятельности.
Уважающий и принимающий ценности
семьи и общества, историю и культуру
каждого народа.
Доброжелательный, умеющий слушать
и слышать партнера, уважающий свое
и чужое мнение.
Готовый самостоятельно действовать и
отвечать за свои поступки.

Теория опыта: портрет выпускника     Одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты

Слайд 6Противоречие
Проблема
Между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной

школе;
Между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.


Отсутствие :
системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе;
программы работы с одарёнными детьми;
методического сопровождения;
диагностики по выявлению одарённых детей.
неготовность учителя работать с одарёнными детьми.




Изобретение состоит в преодолении противоречия… Противоречия надо усиливать, обострять, доводить до предела.
Г. С. Альтшуллер

ПротиворечиеПроблема Между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной школе;Между специфичностью развития одарённых детей и

Слайд 7Концептуальная основа опыта


Цель опыта: воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы

человечества, готовой посильно участвовать в их решении..

Задачи:
Создать модель работы с одарёнными детьми для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой, творческой и спортивной деятельности и апробировать на уроках во внеурочное время.
3. Апробировать современные формы организации, образовательных технологии и методики в практической профессиональной деятельности.
Провести анализ результатов поисковой деятельности.
Обобщить опыт и распространить его.






В глубине души учителя осознают, что на карете прошлого далеко не уедешь, тем более, когда рядом педагогическое пространство рассекают современные автомобили.
Е. Ямбург

Ожидаемые результаты
Реализация творческого потенциала детей : занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.
Методические результаты: создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости; Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Концептуальная основа опытаЦель опыта: воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их

Слайд 8Модель работы с одарённым детьми в начальной школе
Координа
ционное
Диагностическое
Кадровое
Развиваю
щее
Информа
ционное
Формирование банка методического


обеспечения для выявления одарённых детей.
Проведение диагностики одарённых детей
Создание системы психологического
сопровождения одарённых детей.

Повышение квалификации педагогов ( курсы,мастер-класс,МО, создание творческих групп.
Мотивация педагогов
(оказание методической и финансовой
помощи педагогам.)

Организация работы коллектива .
Обеспечение нормативно – правовой базы.
Организация предметных клубов(«Вдохновение»,»Волшебная кисточка», «Знай-ка», «АБВГДЕЙ-ка»).
Ресурсное обеспечение.
Контроль и анализ деятельности.
Формирование банка данных об одарённых детях.

Организация внеклассных занятий по углубленному
изучению предметов.
Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
Использование системы информационно – коммуникационных технологий
Создание условий для применения новых педагогических технологий
( проектной деятельности)

Привлечение внимания общественности,
спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей(реклама,оформление интернет –сайта, выпуск стен-газет).
Организация работы библиотеки.

Модель работы с одарённым детьми в начальной школеКоординационное ДиагностическоеКадровоеРазвивающееИнформационноеФормирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.Проведение диагностики

Слайд 9Принцип выявления одарённых детей
Гении не падают с неба, они должны иметь

возможность образоваться и развиться. Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться. А. Бебель А.
Принцип выявления одарённых детейГении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться. Гении не

Слайд 10Первый этап - создать творческую среду учреждения, основной ценностью которого является

творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации, становления субъектности.
Второй этап - это разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающего вариативность образовательного процесса, сбор материалов, обобщение имеющего опыта, составление списки рекомендуемой литературы по работе с одарёнными детьми.
Третий этап - выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, умеющих творчески мыслить и действовать, составление плана, формулировка цели, задачи.
Четвёртый этап - создание банка данных «Одаренные дети».
Пятый этап - разработка индивидуальных форм работы; это вовлечь учащихся в спецкурсы, кружки, клубы по интересам, участие в олимпиадах, конкурсах, игровых программах, конференциях, направленных на поддержку одаренных учеников лицея при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся.
Шестой этап - внедрение в учебный процесс интерактивных технологии; использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
Седьмой этап - создание детских портфолио.  

Этапы работы

Первый этап - создать творческую среду учреждения, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога

Слайд 11На свете ни единому уму,
имевшему учительскую прыть,
глаза не удалось открыть тому,
кто

сам не собирался их открыть.
(И. Губерман)

Принцип активности ребёнка заключается в целенаправленном активном восприятии детьми изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

К технологиям, в которых цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов, относятся:
-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
-ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ;
- ТЕХНОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ;
-ИКТ- ТЕХНОЛОГИИ;
- ТЕХНОЛОГИИ РКМ.

Активизация деятельности учащихся

На свете ни единому уму,имевшему учительскую прыть,глаза не удалось открыть тому,кто сам не собирался их открыть.(И. Губерман)Принцип

Слайд 12 Формы работы и теоретическая база



В глубине души учителя осознают, что на

карете прошлого далеко не уедешь, тем более, когда рядом педагогическое пространство рассекают современные автомобили.
Е. Ямбург

Факультативы

Предметные умения

Конкурсы

Групповые занятия

Работа по индивидуаль-ным планам

Участие в олимпиадах

Курсы по выбору

Кружки по интересам

Формы работы с одарёнными детьми

Формы работы и теоретическая база В глубине души учителя осознают, что на карете прошлого далеко не

Слайд 13Характеристика технологий методов обучения
Цель Системно-деятельностный подход к организации

учебного процесса Результат
Характеристика технологий методов обучения Цель    Системно-деятельностный подход к организации учебного процесса

Слайд 14Методы и формы во внеурочной деятельности
Интеллектуальные игры на спецкурсах и на

продлёнке

Участие в различных конкурсах, викторинах,
мероприятиях

«Кенгуру» (математика)
«Русский медвежонок» (русский язык)
Мудрая белка (татарский язык);
олимпиады разного уровня;
Научные конференции,
проектно-исследовательские работы
метод «наоборот» и др.
Тренинги, тесты ;
Интеллектуальные игры , брейн-ринг.



Концерты, праздники, фестивали,
мероприятия, эстафеты, спортивные соревнования:
-разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
-посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
Создание портфолио.





Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг

Методы и формы во внеурочной деятельностиИнтеллектуальные игры на спецкурсах и на продлёнке Участие в различных конкурсах, викторинах,

Слайд 15Наши достижения

Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они

– средство достижения творческих, трудовых целей.
В. А. Сухомлинский
Наши достиженияЗнания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они – средство достижения творческих, трудовых целей.

Слайд 16Уровень обученности

Уровень обученности

Слайд 17Успехи учеников: социально значимые проекты





Сострадательное и уважительное принятие других возможно в той степени, в которой у человека открыт доступ к пониманию и принятию динамики собственной личности.
Н. Мак-Вильямс

Успехи учеников: социально значимые проекты

Слайд 18Цель – результат: внедрение наработок в практику


Лучшая манера учить других –

это вести их тем же путем, по которому шли сами для того, чтобы образовать себя.
Э. Кондильяк

Публикации

Выступления

Конкурсы








Опыт освещен в 5 публикациях в изданиях регионального и федерального уровней (2013–2015 гг.).

Диплом Общероссийского конкурса 1 степени «Сеем умное, доброе, вечное на ниве учительского труда… !» за статью 2013год.

Авторский спецкурс: «Тайны волшебной математики»
2013 год.













Открытые уроки по теме опыта на муниципальном и региональном уровне (2012–2015 гг.).

Выступления по теме на августовской конференции 2012год




















Победитель гранта «Наш лучший учитель», 2012г.


Обладатель премии «Расстал»

Победитель Всероссийского конкурса учебно-методических материалов
(2013 г.).












Цель – результат: внедрение наработок в практикуЛучшая манера учить других – это вести их тем же путем,

Слайд 20Возрастные возможности усвоения знаний /
Под ред. Д.

Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М., 1966.
Горев П. М., Утёмов В. В. Оценивание метапредметных результатов освоения программ общего образования на основе коэффициента интеллектуальности // Концепт. – 2014. – № 4 (апрель). – ART 14079. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14079.htm.
Примеры открытых изобретательских задач. – URL: http://www.trizland.ru
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного
творчества. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2013. – 212 с.
Шуба М. Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. – М.: Просвещение, 2012. – 218 с.
Овчарова Л.А. Одарённый ребёнок. М. Просвещение, 2011 г. Доровский А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся. М. Российское пед. агенство, 2013 г
Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щебро Н.П. Исследование творческой одарённости с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. Вопросы психологии. 2012.
В. Введенский. Одарённый ребёнок. Что с ним делать? Директор школы. 2014, №3, с.79-82.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. - М.: НИИ «Школа технологий», 2005.
Сайт «ОбразованСайт «Современные педагогические технологии» - http://pedtehno.ru - дата обращения 10.07.2015.
Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/attestatsiya-pedagogicheskikh-rabotnikov - дата обращения 10.07.2015.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.

Библиографический список

Возрастные возможности усвоения знаний /   Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть