Слайд 1 Методический семинар:
«Формирование вокально-хоровых навыков у детей
старшего дошкольного возраста»
Слайд 2
Приобщение детей к хоровому искусству всегда актуально. «Человеческий голос –
это прекрасный и доступный каждому, музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры» (Золтан Кодан)
Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Слайд 3
Древнегреческий философ Сократ считал, что в каждом человеке есть солнце,
нужно только дать ему светить. Именно музыка призвана помочь светить внутреннему солнцу каждого ребенка. По мнению В.Гюго только три фактора имеют решающее значение в успешном развитии каждого народа: это буква, цифра, нота.
Слайд 4
.
Новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ, исторический
опыт говорят, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие.
Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления дошкольников.
Слайд 5Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна
славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу.
Слайд 6 Проблема формирования вокально-хоровых навыков неоднократно поднималась в работах Л.Б.Безбородовой,
Л.Г.Дмитриевой, В.В.Емельянова, К.В.Тарасовой
Слайд 8 Программа «Музыкальная палитра»
Цель: развитие творческого мышления, средствами музыки.
Задачи программы:
Обучающие: Знакомить
детей с богатым и разнообразным миром звуков.; продолжать знакомить с музыкальными инструментами; формировать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
Развивающие: Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, мышление и воображение; Развивать чувство ритма ; Развивать у детей чувство уверенности в себе.
Воспитательные: Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
Слайд 9
Авторским привнесением является:
- составление отдельных модулей, включающих в себя музыкальные,
исполнительские, хоровые и ритмические упражнения;
- Планирование занятий согласно темам годового плана;
дополнение имеющихся в базовой программе музыкальных произведений из репертуара, традиционного использующегося в программе музыкального развития дошкольников в условиях ДОУ.
- Особое внимание уделено упражнениям, способствующим сплочению группы ( обучение коммуникативным навыкам и приемам саморегуляции).
Слайд 10Разделы программы
Критерии развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста (по О.
П. Радыновой)
Примерный репертуар для слушания музыки в старшей группе ДОУ
План работы по программе с детьми старшей группы
Телесно-ориенированные упражнения для развития музыкальной ритмики.
Развитие эмоционального восприятия музыки
Психогимнастика.
Этюды на расслабление мышц
Подвижные игры.
Развитие вокально-хоровых навыков
Слайд 11Формирование вокально-хоровых навыков
Цель – способствовать формированию детского голосового аппарата, песенных и
исполнительских умений и навыков детей дошкольного возраста.
Задачи:
«До» – воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности
«Ре» - развитие эмоциональной сферы детей
«Ми» - формирование певческих навыков
«Фа» - развитие эмоционального мастерства
«Соль» - расширение музыкального кругозора и представлений об окружающем мире
«Ля» - усвоение навыков хорового пения
«Си» - развитие детского песенного творчества
Слайд 12Фонетический
Методы работы
Игровой метод
Концентрический метод
Объяснительно-иллюстрированный в сочетании с репродуктивным
Метод сравнительного анализа
Слайд 13ПРИНЦИПЫ
ВОКАЛЬНО – ХОРОВОЙ РАБОТЫ
ПОСИЛЬНОЙ ТРУДНОСТИ
СОЗНАТЕЛЬНОСТИ
СИСТЕМАТИЧНОСТИ
И
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
ЕДИНСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОЛОСА
ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ
Слайд 15ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
при проведении упражнений:
Постановка конкретной
учебной задачи
Показ
«Делай, как я»
Словесное
пояснение
Неоднократное
повторение
Контроль
за выполнением
Использование
на каждом
музыкальном
занятии
Слайд 17
Инсценирование песни
Произношение текста
Анализ услышанного
Вслушивание в показ
Речевой этап
Работа над песней
Артикуляционная
гимнастика
Развивающие игры с голосом
Слайд 18Характеристика певческого репертуара
Песня должна отвечать интересам детей
Иметь воспитательную ценность
Быть доступной по
исполнительским возможностям
( диапазон, особенности мелодии, продолжительность фраз, темп, способ звуковедения , звукоподражания)
Структура песни
Одночастная
Двухчастная(запев, припев)
Куплетная
Слайд 19Этапы работы над песней
1 этап ( 1- 2 занятия)
Ознакомление с песней
в
исполнении педагога или в записи.
Методические приёмы: беседа, исполнение песни в целом, пояснение характера, средств музыкальной выразительности.
2 этап (от 3 до 6 занятий)
Разучивание песни, работа над вокально – хоровыми навыками, звукообразованием, дикцией, певческим дыханием, интонированием.
Методические приемы: пояснения, уточнения, метод подражания, жест рукой, прохлопывание ритма, пение по слогам, музыкальным фразам, игровые задания.
3 этап( 1 – 2 занятия)
Закрепление, повторение.
Методические приемы: пение по рядам, подгруппам, цепочкой, по ролям, с солистами, без музыкального инструмента, с атрибутами, инсценирование песни, музыкальные загадки( отгадай песню по ритмическому рисунку, пению музыкального инструмента).
Слайд 20Игровые варианты показа песни.
1.Показ песни с движениям - паузами.
2.Показ песни «с
превращениями»
3.Показ песни во время релаксации детей.
4.Показ песни с помощью метрических движений ( хлопки, шлепки).
5.Показ песни в сочетании с движениями рук по фразам.
Слайд 23Певческий аппарат ребенка в дошкольном возрасте анатомически и функционально в целом
только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие – тогда они будут любить этот вид музыкальной деятельности.
Слайд 25
Своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, базирующееся на современных,
нетрадиционных и здоровьесберегающих технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности.