Слайд 1Методические рекомендации по изучению обязательных предметных областей «Родной язык и литературное
чтение на родном языке»
Костюченко Татьяна Петровна
Слайд 2Родной язык и литература (литературное чтение) на родном языке – обязательные
предметы.
Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 , № 1577 № 1578 были внесены изменения во ФГОС, в соответствии с которыми «родной язык и литературное чтение на родном языке» были включены в обязательную часть учебного плана.
Слайд 3Предметы «русский язык» и «родной язык
(русский)» – это два разных предмета.
Под
предмет «родной язык (русский)»
разрабатывается своя рабочая
программа в соответствии с ФГОС. Школа
сама решает, какое количество часов
выделить в учебном плане для преподавания
этого предмета. Но недопустимо вводить
предмет «родного русского языка» за счет
часов «русского языка».
Слайд 4В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской
Федерации на всей ее территории является русский язык.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ.
Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Согласно части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на пользование родным языком.
Слайд 6Граждане имеют право на изучение
родного языка из числа языков народов РФ,
«в
том числе русского языка как родного».
• Родители могут выбрать язык из перечня,
который предлагает школа. Список языков
для изучения школа должна закрепить в
локальном акте. Согласие на изучение детьми
того или иного языка должно быть выражено в
письменной форме. Если в одном классе
обучающиеся хотят изучать разные языки,
можно разделить их на группы – по аналогии с
иностранными языками.
Слайд 7Количество часов изучения предмета
школа определяет самостоятельно. В
интересах обучающихся можно углубить,
расширить и
увеличить количество часов на
изучение того или иного предмета, в том
числе родного языка.
• Поскольку предмет «родной язык» входит в
обязательную часть учебного плана, отметка
в аттестат будет поставлена.
Слайд 8Учебников по родному русскому языку,
родной литературе или литературному
чтению на родном русском
языке в
федеральном перечне пока нет, поэтому
эксперты рекомендуют использовать учебник
по русскому языку и литературе
(литературному чтению) и адаптировать
его под изучение родного языка.
Слайд 9Приобрести пособия можно также в интернет-магазине издательства
«Просвещение»: https://shop.prosv.ru. По вопросам, связанным
с
оформлением заказа
на учебные пособия, спецификой оплаты заказа, доставки и т. д., можно
обращаться
на электронный адрес: info@shop.prosv.ru
Слайд 10Третий класс: содержание, рубрики, методический аппарат
Слайд 12Практика
• Во времена А.С. Пушкина можно было услышать: «Полно врать пустяки».
Что это означает?
• А что такое «жарки»?
Слайд 13Проверим информацию!
Во времена А.С. Пушкина можно было услышать: «Полно врать пустяки».
Что
это означает?
Слайд 14Проверим информацию!
А что такое «жарки»?
Слайд 15Четвёртый класс: содержание, рубрики, методический аппарат
Слайд 17Пятый класс: содержание, рубрики, методический аппарат
Александрова Ольга Макаровна
Загоровская Ольга Владимировна
Богданов Сергей
Игоревич
Вербицкая Людмила Алексеевна
Гостева Юлия Николаевна
Добротина Ирина Нургаиновна
Нарушевич Андрей Георгиевич
Казакова Елена Ивановна
Васильевых Ирина Павловна
Слайд 18Пятый класс: содержание, рубрики, методический аппарат
Слайд 20Читательская грамотность
Формирует навык смыслового чтения: умение понять текст, выделить в нём
главное и извлечь из него нужную информацию.
СЕРИЯ «ТРЕНАЖЁР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Универсальные учебные действия
Учит понимать смысл задачи, читать схемы и рисунки, решать задачи разных видов.
Слайд 21ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Слайд 22Рабочие программы учебных предметов при
реализации обязательных предметных областей
«Родной язык и литературное
чтение на родном
языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования и уровень среднего общего образования) разрабатываются в соответствии с ФГОС и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в рамках ООП.
Слайд 23БОУ ДПО ИРООО рекомендует:
направить основное содержание рабочих программ обязательных предметных областей
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Сибири (тексты сибирских писателей и поэтов, публицистика Сибири (журналы, газеты))
заложить в программу речетворческую составляющую, связанную с написанием школьниками изложений и сочинений по текстам сибирских писателей и публицистов, а также создание учащимися собственных литературных произведений и исследовательских работ, касающихся литературного и языкового краеведения;
обратить особое внимание на метафоры, эпитеты и другие лексические средства выразительности, отражающие образы сибирского края и функционирующие в поэзии, а также в пословицах, поговорках, песнях, сказках Сибири;
Слайд 24Методические рекомендации
Нормативная правовая основа изучения родных языков из числа
языков народов России
при получении начального общего,
основного общего образования и среднего общего образования
• Рекомендации по внесению изменений в образовательные
программы в связи с изучением предметных областей «Родной язык
и литературное чтение на родном языке» (уровень начального
общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень
основного общего образования и уровень среднего общего
образования)
• Содержательные аспекты учебных предметов «Родной (русский)
язык», «Литературное чтение на родном (русском) языке», «Родная
(русская) литература»
• Приложения