Презентация, доклад на тему Методическая разработка на тему Формирование понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной)общеобразовательной школы 8вида

Содержание

Актуальность исследования: Основной целью обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида является подготовка школьников к дальнейшей самостоятельной жизни, содействие максимальной социализации их в обществе. Приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью к проблеме сохранения своего здоровья –

Слайд 1Выполнила: Тихонова О.А.
Научный руководитель: С.Е.Блохина

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ

ЖИЗНИ (ЗОЖ) У ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА»
Выполнила: Тихонова О.А.Научный руководитель: С.Е.Блохина Тема:  «ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ (ЗОЖ) У ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ

Слайд 2Актуальность исследования: Основной целью обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида

является подготовка школьников к дальнейшей самостоятельной жизни, содействие максимальной социализации их в обществе. Приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации – воспитания. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

введение

Объект исследования: знания понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предмет исследования: процесс формирования понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Цель исследования: определение и научное обоснование формирования понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Актуальность исследования:  	Основной целью обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида является подготовка школьников к дальнейшей

Слайд 31
2
3
Гипотеза исследования: формирование понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида будет эффективно, если будет:

создана учебно-воспитательная среда, наполненная терминами, символами, атрибутами;

создан положительный эмоциональный фон на внеклассных занятиях оздоровительно-педагогической направленнности;

модели поведения людей, придерживающихся ЗОЖ в ближайшем окружении ребенка;

123Гипотеза исследования: формирование понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Слайд 4изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную
литературу по проблеме исследования;
провести диагностическое

исследование особенностей представлений детей
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
о здоровье, знаний об умениях и навыках, укрепляющих и сохраняющих его.

выявить и экспериментально проверить эффективность внеклассной работы по
формированию понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи исследования:

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

анализ и обобщение научной и специальной литературы, педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;

метод беседы и наблюдения в естественных условиях пребывания у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида;

педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования;провести диагностическое исследование особенностей представлений детей специальной (коррекционной)

Слайд 51.1.Психолого-пдагогическая характеристика школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Умственная отсталость —

это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9), согласно которой выделяли три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию.
Неосложные формы умственной отсталости характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Интеллектуальный проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью.
Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленностью, нередко нарушается память, уровень недоразвития речи соответствует степени их интеллектуального дефекта, но всегда имеется общее недоразвитие речи (ОНР), недоразвитие моторики проявляется недостаточностью точных и тонких движений. Наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы, выраженных нарушений поведения у детей с неосложненной умственной отсталостью обычно не наблюдается.

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ (ЗОЖ) У ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

1.1.Психолого-пдагогическая характеристика школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII видаУмственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной

Слайд 61.2.Сущность понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ)

Здоровье человека – это процесс сохранения

и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Выделяют следующие компоненты здоровья:
Физическое здоровье ― это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.
Существуют разные подходы к определению «здорового образа жизни». В. В. Марков, Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский Ю.П. , так же Лисицин и Г.И. Царегородцев.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
рациональный режим труда и отдыха,
искоренение вредных привычек,
оптимальный двигательный режим,
личную гигиену,
закаливание,
рациональное питание.
1.2.Сущность понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ)Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических

Слайд 71.3. Пути и средства формирования понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ)

у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Одна из составляющих образования выделяется валеологическое образование - система образовательных мер, направленных на формирование валеологического мышления и ЗОЖ человека.
Сегодня в школе применяются специальные модульные образовательные программы, направленные на формирование у детей представлений о ценности здоровья и ЗОЖ.
Программа «Разговор о правильном питании» (Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.) направлена на формирование у детей представлений об основах рационального питания как составной части здорового образа жизни. Программа ориентирована на детей 6-11 лет и состоит из двух частей: «Разговор о правильном питании» (для детей 6-8 лет) и «Две недели в лагере здоровья» (для детей 8-10 лет).
Программа «Все цвета, кроме чёрного» направлена на формирование культуры здоровья и профилактику вредных привычек у детей и подростков 2-11-х классов. Эта программа ориентирована на развитие умений и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Программа обеспечивает вытеснение из сферы интересов детей и подростков форм поведения, связанных с употреблением наркогенных веществ.
Профессором А. А. Дмитриевым, к. п. н. , доцентом И. Ю. Жуковиным, была разработана концепция валеологической работы для специальных (коррекционных) школ программа “Наша традиция – быть здоровыми!” на базе школ VIII вида г. Красноярска.
1.3. Пути и средства формирования понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

Слайд 8ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

(ЗОЖ) У ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

2.1. Исследование уровня сформированности здорового образа жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Целью данного этапа исследования является: изучить особенности представлений детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его.
Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, Усть-Алданского улуса, Республики Саха (Якутия), среди учащихся 4-х классов с диагнозом «лёгкая умственная отсталость» в количестве 20человек:
контрольная группа - учащиеся 4 «б» класса в количестве 10 человек,
экспериментальная группа - учащиеся 4 «а» класса в количестве 10 человека.
С этой целью, была подобрана и адаптирована методика: Опросник (составлен В.А. Деркунской).
Цель опросника: изучить особенности представлений детей о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его, по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».
Ведущий диагностический метод – индивидуальная беседа с ребенком. Беседа с ребенком проводится в течение нескольких дней.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ (ЗОЖ) У ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Слайд 92.1. Исследование уровня сформированности здорового образа жизни (ЗОЖ) у школьников специальной

(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Данные сравнительной гистограммы свидетельствуют о том, что основная часть 70 % детей экспериментальной и контрольной групп обнаружила низкий уровень ее развития. Знания их фрагментарны, не вполне систематизированы, в основных понятиях учащиеся ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности.
30 % детей имеют средний уровень знаний, отчасти владеют валеологическим содержанием беседы, не на все вопросы по четырем направлениям диагностики ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать.

2.1. Исследование уровня сформированности здорового образа жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII видаДанные сравнительной

Слайд 102.2. Методика формирования понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

На втором этапе исследования была разработан и реализован перспективный план формирования понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Комплекс внеклассных занятий осуществлялся в шести направлениях:
Блок I. «Ребенок и здоровье»
Блок II. «Полезные продукты»
Блок III. «Опасности вокруг нас»
Блок IV. «Личная гигиена»
Блок V. «Тело человека»
Блок V. «Опасные предметы»
В работе использовались различные методы и приемы: словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения); практический (самостоятельное выполнение задания); эвристический (развитие находчивости и активности); мотивационный (убеждение, поощрение).
Использовались разнообразные формы оказания педагогической поддержки детям с легкой степенью умственной отсталости: совместное выполнение задания, образец выполнения задания, вспомогательные вопросы, сопутствующие указания, инструкции, вспомогательные упражнения и средства наглядности - картины, плакаты, опорные карточки и т.п.
Целенаправленное изучение переноса продемонстрированных ребенком сформированности знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ) в жизненную повседневную практику проходило в процессе наблюдения за ребенком в естественных условиях пребывания.

2.2. Методика формирования понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII видаНа

Слайд 11Перспективный план работывнеклассной работы
по формированию понятия о здоровом образе жизни

(ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Перспективный план работывнеклассной работы по формированию понятия о здоровом образе жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной

Слайд 12На третьем этапе эксперимента проведена повторная диагностика уровня сформированности понятия здорового

образа жизни (ЗОЖ) у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Целью данного этапа исследования является эффективность проведения внеурочной работы по формированию понятия здорового образа жизни, а также формировании потребности соблюдения здорового образ жизни младших специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Нами использовалась та же методика опросник (составлен В.А. Деркунской).

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Мы выявили: 70% детей экспериментальной группы со средним уровнем знаний, с низким -30 % по сравнению с первичной диагностикой, где мы наблюдали с низким уровнем 70% школьников с умственной отсталостью. Результаты контрольной группы, незначительное повышение уровня знаний о ЗОЖ 30 % детей,, тем не менее 70 % школьников не владеют валеологическими знаниями.

На третьем этапе эксперимента проведена повторная диагностика уровня сформированности понятия здорового образа жизни (ЗОЖ)  у школьников

Слайд 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По окончанию нашего исследования была отмечена положительная динамика в вопросах

здоровья и ведения здорового образа жизни у школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это говорит о подтверждения гипотезы исследования и подтверждении того, что внеклассные занятия действительно являются эффективным средством в решении вопросов по формированию здорового образа жизни учащихся. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей.
Цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПо окончанию нашего исследования была отмечена положительная динамика в вопросах здоровья и ведения здорового образа жизни

Слайд 14Спасибо!

Спасибо!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть