Презентация, доклад на тему Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода в ДО

Содержание

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность! (Бернард  Шоу)«Проект – есть всякое действие,совершаемое

Слайд 1«Психолого-педагогические основы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО»

«Метод проектов как

средство реализации
деятельностного подхода в ДО»

Выполнил: Селецкая Н.В.
Музыкальный руководитель МБДОУ
Детский сад №1 «Улыбка»

«Психолого-педагогические основы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО» «Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода в ДО»Выполнил:

Слайд 2Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность!

(Бернард  Шоу)

«Проект –
есть всякое действие,
совершаемое от всего сердца и
с определенной целью»
(В. Килпатрик)


В процессе введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла потребность внедрения в практику образовательной деятельности технологий, методов, которые дают возможность поддерживать индивидуальность и инициативу каждого ребенка, учитывать его зону ближайшего развития в условиях дошкольного воспитания.

В наши дни существует определенное противоречие между необходимостью организовывать деятельность детей для передачи им социального опыта, с одной стороны, и, с другой стороны, - важно создавать условия для проявления дошкольниками самодеятельности, творчества.

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность!

Слайд 3Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение

адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Это один из эффективных способов реализации системно-деятельностного подхода к обучению.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.

Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.           

Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Это

Слайд 4Метод проектной деятельности является актуальным для решения некоторых пунктов документа ФГОС, которые направлены

на:

содействие и сотрудничество детей и взрослых (родителей и воспитателей),
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений,
развитие поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности,
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Также требования ФГОС способствуют:
профессиональному развитию педагогических работников, - создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования, создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Все это можно реализовать посредством проектной деятельности.

Метод проектной деятельности является актуальным для решения некоторых пунктов документа ФГОС, которые направлены на:содействие и сотрудничество детей и взрослых

Слайд 5 Чтобы разобраться, что такое системно-деятельностный подход в

образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации образовательной деятельности занимает ведущее место в работе с дошкольниками.

Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребенка, т.е. в результате использования форм, приемов и методов воспитательно-образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализаци.

Этот же взгляд на механизм становления и формирования субъективности ребенка позволяет увидеть системно - деятельностный подход к воспитанию, как подход личностно-ориентированный.

Целью системно- деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е , активно участвующего в сознательной деятельности.
Он предусматривает развитие умения:
- ставить цель
- решать задачи
- отвечать за результат

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность.
Чтобы разобраться, что такое системно-деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять,

Слайд 6При осуществлении системно-деятельностного подхода необходимо учитывать следующие принципы:

- принцип субъектности

воспитания;
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С. Выготским:
«...исследуя, что ребёнок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;
 - принцип активности ребенка в образовательном учреждении.

Значительными возможностями решения данной проблемы обладает метод проектов (Д. Дьюи, В.Килпатрик).
Уникальность применения метода проектов в детском саду в том, что он позволяет развивать у детей не только личностные, интеллектуальные, физические качества, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей.
При осуществлении системно-деятельностного подхода необходимо учитывать следующие  принципы:- принцип субъектности воспитания;- принцип учета ведущих видов деятельности

Слайд 7«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной,

Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгера. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

М.В. Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

По мнению Н.Е. Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгера. Практически все они

Слайд 8 А.С. Макаренко в отечественной педагогике по

праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования, так как именно он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.

Макаренко характеризовал «проект», «проектный метод» и «метод проектов» следующим образом:
Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания определенного проекта.

Проектный метод – если в школьном образовании он рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-воспитательной системы.

Метод проектов – в свою очередь, педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.



А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и

Слайд 9Метод проектов, как педагогическая технология, имеет свои особенности:
- предоставляет возможность саморазвития

и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого);
-предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, так как ориентирован на практические методы приобретения знаний;
-позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентности участников проекта.
Однако свою развивающую функцию метод проектов будет выполнять только в том случае, если педагог будет создавать условия для реализации субъектной позиции ребенка в проектной деятельности. Деятельность человека является условием формирования и развития субъектности, субъектность – одно из условий включения человека в самостоятельную, развивающую деятельность (А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов).

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то - есть представлять собой готовый «продукт».
Метод проектов, как педагогическая технология, имеет свои особенности:- предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка

Слайд 10Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе

поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; со­вокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной дея­тельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по

Слайд 11Цели и задачи проектного метода
Основной целью проектного метода в ДОУ является

развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.


Цели и задачи проектного методаОсновной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое

Слайд 12Уровни проектной деятельности:

подражательно – исполнительный (3,5 – 5 лет) – 
первые попытки

детей самостоятельно решать проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», « Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки;

развивающий (5- 6 лет) - 
к концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата;

творческий (6 – 7 лет) – 
активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. У детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Уровни проектной деятельности: подражательно – исполнительный (3,5 – 5 лет) – первые попытки детей самостоятельно решать проблему необходимо

Слайд 13Классификация и виды проектов

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

информационно-практико-ориентированные- дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

творческие- как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
Классификация и виды проектовВ настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке;

Слайд 14Требования к проекту:

- наличие значимой для детей проблемы, задач ее реализации;
-

теоретическая, познавательная, практическая значимость предлагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность детей;
- структурирование содержательной части проекта;
использование исследовательских методов.

Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде и сплочению педагогического коллектива. Кроме того, организация проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.



Требования к проекту:- наличие значимой для детей проблемы, задач ее реализации;- теоретическая, познавательная, практическая значимость предлагаемых результатов;-

Слайд 15Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя

готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.
Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, экспериментируют, делают выводы.
Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом.
Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.
Проектная деятельность может связать процесс воспитания и обучения с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, дав возможность почувствовать себя значимым, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Именно поэтому метод проекта актуален, эффективен и очень распространен в дошкольном образовании.
Таким образом, педагогическое проектирование –это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора

Слайд 16В своем детском саду мы уже несколько лет ведём работу в

данном направлении.

Нами были реализованы такие проекты:
« Мы помним…»
«Треугольники войны»
«Звуки музыки волшебной»
«Подарите праздник детям» и др.


Планируя проекты выбранная нами тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.

Наши дети и родители с интересом и с желанием принимали участие во всех этапах проектов. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

В своем детском саду мы уже несколько лет ведём работу в данном направлении. Нами были реализованы такие

Слайд 17
Проект:
«Подарите праздник детям»
Значение совместной деятельности детей,

родителей, педагогов в социально-нравственном воспитании дошкольников через внедрение Концепции ДОУ «Детский сад + Семья = Я»
Информационная карта проекта:

МАМА – слово золотое, очень мягкое, простое, Доброе… И все же слова нет дороже.
(Светлана Осинина)
 
Проект "Подарите праздник детям", в рамках празднования Международного женского праздника 8 Марта, для детей средней группы.
Автор проекта: Селецкая Наталья Валерьевна, музыкальный руководитель ДОУ №1 «Улыбка» пгт. Смирных.
Продолжительность проекта: среднесрочный (с 11.01.2017 по 11.03.2017)
Тип проекта: групповой
Вид проекта: познавательный, творческий, продуктивный
Участники  проекта: дети средней группы, родители,  воспитатели: Кирилова С.А, Вотинцева А.С, музыкальный руководитель Селецкая Н.В, физ. инструктор Дворецкий В.С.
Возраст детей: 4-5 лет
 
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
 



Проект: «Подарите праздник детям»Значение совместной деятельности детей, родителей, педагогов в социально-нравственном воспитании дошкольников

Слайд 18В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные

идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Мы считаем, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Мы ведем активную образовательную деятельность посредством проектной деятельности, благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Таким образом, проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией ФГОС в практику работы дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта. И конечно, самое главное помогает ребенку стремится получать новые знания в дальнейшем в школе.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых

Слайд 19Список использованной литературы:

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/

Педагогика М.: 2009 – №4.
2. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003
Щетинина А.М. Условия освоения ребенком позиции субъекта  деятельности//Детский сад: теория и практика. – 2015.
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
4.Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети / М.А. Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. 
5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: Сфера, 2010. 
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост. Л.С. Киселева [и др.]. – М.: АРКТИ, 2006. 
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С. Киселева [и др.]. – 4-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006 .
8. В.А.Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»// Центр педагогического образования,2012.
9. Л.Д.Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ»//М. Творческий центр, 2010.




Список использованной литературы:1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.2. Киселёва

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть