Слайд 1Метод проекта в экокультурном образовании дошкольника.
2015г
Слайд 2Содержание
Актуальность
Определение
Специфика метода проектов
Преимущества технологии проектирования
Типология проектов:
Этапы проектирования
Виды экологических проектов:
Вывод
Слайд 3 Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры
личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях.
Одним из таких средств может стать метод проектов.
Слайд 4 «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это
надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Слайд 5Метод проекта
Метод проекта – это способ организации педагогического процесса, основанный
на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)
Слайд 6Специфика метода проектов
Специфика метода проектов заключается в том, что
педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт
Слайд 7Преимущества технологии проектирования:
1. Реализация принципа оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями
взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, когда соотношение «ребенок – взрослый» строится на соучастии. Соучастие в деятельности – это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает.
2. Сочетание интересов и целей детей и взрослых, что определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса . Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.
3. Максимум действия при отсутствии созерцательности . Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.
4. Развитие научного мышления, способности к дальнейшему самообразованию – приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результат.
Слайд 8Преимущества технологии проектирования:
5. Обеспечение целостности развития личности ребенка ( единство социального, нравственного и
интеллектуального развития).
6. Обеспечение индивидуализации обучения и воспитания
7. Создание оптимальных условий для самореализации детей.
8. Интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей, различных видов деятельности.
Слайд 9Типология проектов:
По количеству участников
По содержанию
По продолжительности
По доминирующему виду
Слайд 12
ПО СОДЕРЖАНИЮ
МОНОПРОЕКТ
ИНТЕГРАТИВНЫЙ
(МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ)
ОДНА образовательная
область
ДВЕ и более
образовательных областей
Слайд 13по доминирующему виду
1.Ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для
маленьких детей).
2. Исследовательские/творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).
3. Информационно- практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).
4. Творческие (результат – спектакль, сказка, постановка).
На протяжении десятилетий метод проектов не был востребован, его «второе рождение» в начале 90-х годов XX века произошло достаточно стихийно, преимущественно в учебном процессе и еще не получило должного теоретического обоснования, методической разработки. Вместе с тем очевидно, что он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Необходимо выявить условия и возможности успешного применения метода проектов в процессе экологического воспитания.
Слайд 14Этапы проектирования:
подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа
с дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Слайд 15Виды экологических проектов:
Одно из основных направлений разработки и внедрения экологического
проекта – реализация образовательной программы, Программы развития ДОО. Свободный выбор образовательной программы позволяет педагогам проявлять творчество, смело использовать инновации, а детям иметь комфортную среду обитания, чувствовать уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода жизни.
Виды:
- экологическая акция,
-экологический марафон,
- экологическая инициатива,
-экологическая почта.
Слайд 16Результат использования метода проектов в экокультурном образовании
В результате использования метода проектов
в экокультурном образовании детей дошкольного возраста:
-повышается уровень знаний о животном и растительном мире,
- повышается уровень экологической грамотности,
- воспитывается любовь к природе родного края,
- происходит формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка
Слайд 17Вывод:
Метод проектов является перспективным методом в экокультурном образовании детей дошкольного возраста,
т. к. педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой; педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. В проектной деятельности познавательный интерес детей начинает выступать движущей силой в поисках ответов на многие вопросы. Во время работы над проектом дети шире и глубже изучают мир природы.. А также позволяет сделать жизнь в детском саду разнообразной и интересной.
Слайд 18Список литературы
Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. -
М.: ТЦ Сфера, 2008 - 210 с.
Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.
Масютина А.В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: Ср. и ст. дошкольный возраст /.В.Масютина, Е.В. Горбунцова //Ребенок в детском саду.–2006.– № 5.–С.49–50.
Слайд 19
Благодарю за внимание!!!!
Творческих успехов вам дорогие коллеги