Слайд 1
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №13»
Мастер – класс
«Рефлексия
на уроках в начальной школе»
Выполнил:
учитель начальных классов
Гайворонская Любовь Ивановна
Слайд 2Цель мастер- класса
Повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.
Слайд 3Задачи мастер- класса
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.
Дать представление о классификации рефлексии.
Показать
конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
Слайд 4Актуальность мастер- класса
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
(из ФГОС)
Структура урока по стандартам второго поколения обязательно включает в себя этап урока- рефлексию.
Слайд 5Зачем?
Для обучающихся:
Подведение итогов(
Что узнали? Как работали?)
Обобщение результатов
Выяснение впечатлений
- Отметить успехи, достижения
Обрисовать перспективы движения
Для педагога:
Оценка собственной работы
Выводы о необходимость корректировки программы, методов,приёмов.
Слайд 6Что такое рефлексия?
Обращение назад
Размышление о внутреннем состоянии
Самопознание
Самоанализ
Слайд 7Классификация рефлексии как этапа урока:
По содержанию:
символическая,
устная,
письменная.
По форме деятельности:
коллективная,
групповая,
фронтальная,
индивидуальная.
По цели:
эмоциональная.
3.
Слайд 8Рефлексия бывает:
индивидуальная
– формирование реальной самооценки
(-за что ты можешь оценить
свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)
групповая
– акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Слайд 9Прием индивидуальной рефлексии
Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением
урока, его осмыслением.
Приём «Что, если…?»
предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся
Слайд 10Прием групповой рефлексии
Для организации рефлексии в группе, прежде всего, используют опорные
слова и фразы для высказываний:
Мы учились вырезать…,
Саша мне помог решить…,
Многие молчали…,
Мы вместе рисовали…,
Мы хотели написать… .
Слайд 11типы рефлексии
ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и
причинах его поступков
объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характерис-
тики, система отношений к другим
направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым
Коммуникативная -
Личностная
Интеллектуальная
Слайд 12Коммуникативная рефлексии
«Огонёк общения»
Дети по кругу передают символическое сердечко
и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
Ребёнок дарит цветочки разного цвета тем, кому посчитает нужно.
Например,
фиолетовый самому умному, продуктивному на уроке;
розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении.
У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
Слайд 13Личностная рефлексии
Выбери верное утверждение
сам не смог справиться
с затруднением
только слушал предложения других
выдвигал идеи…
всё понял, у меня не было затруднений
Слайд 14Интеллектуальная рефлексии
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор
медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления.
Слайд 15Формы рефлексии
Ретроспективная (что я делала? Каким образом?)
Проспективная (представим себе, что я
вот это сделаю и что дальше получится?)
Интроспективная (что и как я делаю?)
Слайд 16Виды рефлексии
Физическая (успел, не успел)
Сенсорная (самочувствие: комфортно, дискомфортно)
Интеллектуальная (что понял, что
осознал, что не понял, какие затруднения испытал)
Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других)
Слайд 17Функции рефлексии
Стимулирующая к деятельности
Определяющая эффективные способы взаимодействия
Продуктивного общения субъектов
Осмысленной деятельности и
взаимодействия
Мотивирующая собственную деятельность
Побуждающая к изменению в деятельности
Слайд 18Классификация приёмов рефлексии:
3.Рефлексия содержания учебного материала
2. Рефлексия деятельности
1. Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния
Слайд 19Рефлексия настроения и
эмоциональности
Слайд 20
разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
карточки с изображением лиц;
цветовое
изображение настроения
Слайд 24Предложить учащимся расставить цветы в вазу
красный – есть проблема,
нужна помощь;
желтый – не все понятно;
зеленый – все хорошо.
«ВАЗА НАСТРОЕНИЯ»
Слайд 27Ромашка настроения
Настроение сегодня
у меня…
Слайд 31На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.
Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения.
Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
Метод «Острова»
Слайд 33Рефлексия настроения «Солнышко»
Закончи предложение:
«Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко
с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией
Слайд 34 На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и
голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Прием рефлексии «Солнышко»
Слайд 35Словарная
работа
Фонети
ческий
разбор
Изучение нового
материала
Работа в
группах
Слайд 36Паровозик
На парте перед каждым ребенком два жетона: один –
с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
Слайд 38 “Светофор”
Надо повторить ещё раз
Совсем не понятно
Всё легко и просто
Слайд 41
«Лесенка успеха»
верхняя ступенька,
у «человечка» руки подняты вверх
-
мне всё удалось.
нижняя ступенька,
у «человечка» руки опущены
- у меня ничего не получилось
средняя ступенька,
у «человечка» руки разведены в стороны
- у меня были проблемы
Слайд 42«Гора успеха»
Вершина, если всё поняли и можете объяснить другому.
Середина, если вы
всё поняли, но затрудняетесь объяснить другому.
Основание, если пока трудно решать задачи, примеры.
Слайд 46
Я хорошо потрудился на уроке, многое узнал
Что-то осталось неясным,
не всё понравилось на уроке
было скучно и
не интересно на уроке
Слайд 47 «Плюс-минус-интересно»
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно,
в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 48Рефлексия содержания учебного материала
осознание содержания пройденного,
оценка эффективности собственной работы на
уроке.
Слайд 49
«солнышко» - мне всё удалось
«солнышко и тучка» - мне
не всё удалось
«тучка» - у меня ничего не получилось
Слайд 50 сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал,
что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
«Незаконченное предложение»
Слайд 51 «Одним словом»
необходимо выбрать 3 слова из
12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие.
Удовлетворение
Вдохновение
Скука.
Тревога.
Покой.
Уверенность
Неуверенность.
Наслаждение.
Слайд 52Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над
чем подумать.
На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
«Утверждение»
Слайд 53 Обучающимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу
ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
«Оцени себя на уроке»
Слайд 54«Аргументация своего ответа»
1.На уроке я работал……..потому что………
2.Своей работой на уроке
я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5.Мое настроение……..
6.Материал урока мне был………
Слайд 56Вы считаете, что можете решать примеры нового вида , но вам
ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
Слайд 58Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.
сложа руки
смотрел во все глаза
мотал на ус
засучив рукава
бить баклуши
не покладая рук
ловил мух
считал ворон
спустя рукава
работал до седьмого пота
держал
ушки на макушке
Слайд 59Сегодня на уроке я:
-научился…
-было интересно…
-было трудно…
-мои ощущения…
-этот урок дал мне для
жизни…
-больше всего понравились задания…
Слайд 60-они мне нравятся больше остальных…
-я чувствую, что справлюсь с ними хуже,
чем с другими заданиями
-они легче остальных заданий
Я выполнил эти задания потому, что…
Слайд 61Вопросы, требующие многовариантные ответы:
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались
ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
Слайд 62 «Благодарю»
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только
одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Слайд 63Ничего не понял
Получил удовольствие
Удивился
Узнал что-то новое
Расстроился
Научился
Я
«Лист самооценки»
Слайд 64Таблица -фиксация знания и незнания о каком- либо понятии
Слайд 65Закончи предложение :
Я не знал …. –
теперь я знаю ...
Слайд 66Сегодня на уроке я...
научился было интересно было трудно
понял, что … теперь я могу… попробую… ...
Слайд 67Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного
материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Слайд 68
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:
1.Самостоятельность. Не учитель отвечает за
ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
2.Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
3.Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Слайд 69Спасибо за внимание
Рефлексия является
обязательным условием саморазвития не только ученика, но
Слайд 70Рефлексия учителя
Что я делаю?
С какой целью?
Каковы результаты моей деятельности?
Как я этого
достиг?
А можно ли сделать лучше?
ПОКА УЧИТЕЛЬ ЗАДАЁТ СЕБЕ ЭТИ ВОПРОСЫ – ОН РАЗВИВАЕТСЯ.
РЕФЛЕКСИЯ – ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ВПЕРЁД.
Слайд 73Дерево успеха
Мастер-класс был актуальным, полезным, интересным
Ничего нового на мастер- классе я
Слайд 74Уважаемые коллеги!
Удачи, счастья, нежных слов,
И
в сердце − чувств прекрасных,
Нежнее шелка лепестков,
Светлей, чем полдень ясный!
Согрет пусть будет каждый миг
Любовью тех, кто рядом.
Чтоб на чудесный этот миг
Смотреть счастливым взглядом!