Способы борьбы с усталостью учащихся
и потерей внимания на уроках
Слайд 3
Признаки утомления у школьников:
Снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время
выполнения заданий;
Ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
3. Появление чувства усталости.
Слайд 5 * Обучение самовнушению через настрой и тренинг
* Обучение сосредоточению
внимания
* Развитие умений концентрировать внимание
* Целенаправленное переключение внимания
* Обучение приемам снятия усталости
* Снятие позо-статического утомления
* Снятие зрительного утомления
* Профилактические оздоровительные упражнения
Слайд 9Ритмические физминутки
Раз – два – три – четыре,
Три – четыре – раз – два!
Это кто шагает в ряд?
Второклассников отряд!
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай трудиться.
Будем знанья получать
И здоровье укреплять!
Ходьба на месте
В ходьбе продвигаемся, стоя в
колонне друг за другом
Не поворачиваясь, продвигаемся
обратно к своим местам.
Замедляя шаг, остановиться.
Через стороны поднять
и опустить руки.
Слайд 10
Солнце глянуло в кроватку,
Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и
встать.
Раз – два – три – четыре – пять.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться – три – четыре
И на месте поскакать,
Раз – два – три – четыре – пять.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку!
Ходьба.
Приседания.
Руки в стороны.
Наклоны.
Прыжки.
Ноги вместе; становимся на носочки, затем на пятки
Слайд 11Физкультминутки-игры
«КАК ЖИВЁШЬ?»
Как живешь?
Как идешь?
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как
берешь?
А даешь?
Как шалишь?
Как грозишь?
Слайд 12«Зайка»
Ну-ка, зайка, выходи!
Выполняем зазывающие движения
Ну-ка, серый, выходи! рукой.
Зайка, зайка, попляши! Пританцовываем.
Ну-ка, серый, попляши!
Ручками похлопай, Движения выполнять по содержанию
Ножками потопай текста.
И немножко покружись,
Всем нам низко поклонись.
Зайка, зайка, берегись, Грозим пальцем правой руки, затем
Под кусточком хитрый лис. левой.
Хочет зайку он схватить, Обнимаем себя обеими руками.
Хочет зайку изловить. Повторяем движение.
Зайка, ушки навостри Ладошками изображаем ушки.
И в избушку побеги, Бег на месте.
Спрячься дома у себя,- Приседаем, руки на колени, голова
Не поймает лис тебя. опущена.Поднимаем руку вверх и
опускаем вниз
Слайд 13Гимнастика для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая
до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Развести пальцы правой руки, приставить к носу ее большой палец. Развести пальцы левой руки, приставив ее большой палец к мизинцу правой руки. Посмотреть сначала на кончик своего носа, затем перевести взгляд на самый дальний пальчик. Опять посмотреть на нос, а потом на палец. Проделать упражнение несколько раз. Затем, не поворачивая головы, поводить руками вправо-влево. Следить глазами за самым дальним пальчиком
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону,
столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль. Повторить 1-2 раза.
Закрыв глаза, осторожно, без нажима, растирающими движениями массировать средними пальцами кожу нижних век. (Длительность массажа – 15-20 секунд.)
Слайд 14
Пальчиковая гимнастика
Сжимание – разжимание кулачков
Напряжение – расслабление пальцев
Сгибание – разгибание пальцев
Упражнения
для кончиков пальцев
Вращение пальцами, покачивание пальцами
Выгибание прямых пальцев
Разные движения пальцами
Растягивание
Вращение пальцев с упором
Упражнения для запястья
Массаж пальцев
Упражнения для ладоней
Сжимание края парты кончиками пальцев
Слайд 15Сжимание – разжимание кулачков
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.
Слайд 16Напряжение – расслабление пальцев
Наши пальчики сплетем
И соединим
ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмем.
Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько
раз.
Слайд 17Упражнения для кончиков пальцев
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали там страшный зверь.
Дети постукивают по парте подушечками всех десяти пальцев одновременно. Четверостишие повторяют несколько раз.
Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
Дети держат кисти рук над партой
и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о парту, как будто играют гаммы. Четверостишие повторяют несколько раз.
Слайд 18Разные движения пальцами
Вася, Петя, Миша, Боря
Сели рядом на заборе.
Малыши сидят, мечтают,
Вместе ножками болтают
Упражнение лучше выполнять стоя. Дети немного приподнимают руки, так что кисти смотрят вниз, и начинают активно «качать» восемью пальчиками(без больших). Когда указательный идет вперед, мизинец идет назад. Повторяют четверостишие несколько раз.
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?
Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать воображаемую бумагу. Повторяют четверостишие несколько раз.
Слайд 19Упражнения для запястья, ладоней
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.
Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо – влево. Повторяют четверостишие несколько раз.
Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Дети трут ладонью о ладонь. Повторяют четверостишие несколько раз.
Слайд 20
Артикуляционная гимнастика
1.Упражнения для нижней челюсти:
*Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько
секунд.
*Жевательные движения с сомкнутыми губами.
*Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
2. Упражнения для губ:
* «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты.)
* «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперед.
Слайд 21
3. Упражнения для языка:
* «Часики» - вправо-влево
* «Лошадки» - цоканье (щелканье)
языком.
* «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
* «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.
* «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
* «Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
* «Накажем непослушный язык» - покусывание кончика широкого языка, губы при этом в улыбке;
* «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад.
Слайд 22
Дыхательно – голосовые упражнения.
Ритмические упражнения «вдох – выдох»
«Заморозим подбородок»
Длительное
произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А, Э, У, О, Ы, И , короткие звуки, чередование долгих и коротких звуков.
Произнесение на выдохе слогов: ФА-ФА-ФА ХА-ХА-ХА ФА-ФА … ФА-ФА-ФА, ХА-ХА … ХА-ХА-ХА
ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФЫ-ФА-ФА-ФУ
Упражнения «Покатаемся с горки», «Кочки», «Спираль»,
Игра «Звук вокруг».
Чтение на одном дыхании как можно большего количества слов.
Слайд 25Упражнения на релаксацию
Ленивая кошечка
Озорные щечки
Палуба
Любопытная Варвара
Вибрация
Снежная баба
Птички