Слайд 1Олимпиадные задания по русскому языку
3-4 классы
Слайд 2Задание
Отметь слово, в котором букв больше, чем звуков
а) сказка
б
) тень
в) съезд
г)яблоко
* Прав ли Петя, утверждая, что в слове СКАЗКА два звука [с]? Почему?
Слайд 3Задание
В каком слове ударение падает на второй
слог?
а ) барабан
б ) торты
в ) хорошо
г) пробежка
* Учитель на доске написал на доске слова ПОЛКИ и ГВОЗДИКИ и предложил двум ученикам нарисовать предметы, названные этими словами. Ребята нарисовали совершенно разные предметы. Как ты думаешь , почему?
Слайд 4Задание
Значение (периодическое издание в виде книжки) имеет
слово
а) газета
б) альманах
в) журнал
г) брошюра
* Слово ДОМ многозначное ( имеет несколько значений). Определи, в каком значении употреблено слово ДОМ в каждом предложении и выбери правильный ответ.
а ) Россия – наш общий дом.
б ) Летом вся наша семья была в доме отдыха.
в ) Мы дружим домами.
г ) В моем родном городе быстро растут дома- новостройки.
Ответы: жилое здание; место, где живут люди, объединенные общими условиями ; семья; учреждение, заведение.
Слайд 5Задание
Синонимом к слову ( веселый) является слово
а ) счастливый
б) грустный
в) радостный
г) добрый
Слайд 6Задание
Определи значение фразеологизма золотые руки
а)
руки с украшением золота
б) чистые руки
в) руки ювелира
г) умелые руки
* О чем идет речь? Напиши слово, которое скрывается в следующих фразеологизмах.
С ним остаются, если терпят неудачу или лишаются чего-то; им клюют , если засыпают; за него водят, если хотят обмануть или оставить ни с чем ; его вешают , если огорчаются ; его не высовывают , если прячутся ; его везде суют.
Слайд 7Задание
Укажи слово , в котором нет приставки
а
) разъезд
б) развозить
в) разность
г) разносить
Слайд 8Задание
Укажи слово, в котором есть приставка, корень, суффикс,
окончание
а ) профессия
б) резкий
в) поездка
г) площадка
* Прочитай внимательно ряды слов. Укажи ряд, в котором все слова являются родственными.
а ) водичка, подводный, заводной, водоснабжение, пресноводный, половодье
б) цветок, цветочек, расцветает, расцветка, одноцветный, цветовой, бесцветный
в) завод, проводка, газопровод, земноводный, водомер, проводник, повод
Слайд 9Задание
Укажи слово, в приставке
которого пишется буква А
а ) п.дземный
б) пр. вод
в) з.топил
г) п.встречал
* Выпиши слова, в которых нет приставки ПО-.
Подорожник, подоить, подолбить, подоконник, подоходный, поскакать, подумать, подшить.
Слайд 10Задание
Укажи раздельное написание
а ) ( на) дом
б)( на) дежный (товарищ)
в) ( на) писать
г)( на) копление
Слайд 11Задание
Отметь слово с разделительным ъ
а ) в.юга
б) вороб.и
в) в.езд
г) пош.ют
Слайд 12Задание
Укажи слово , в корне
которого пропущена безударная О
а ) охр.няют
б) ск.листый
в) м.рщинка
г) д.лекий
Слайд 13Задание
Отметь слово, в котором на месте пропуска
пишется непроизносимая согласная Т
а) чудес.ный
б) опас.ный
в) мес.ный
г) вкус.ный
Слайд 14Задание
Отметь слово, в котором пропущена буква Ж
а ) кры.ка
б) оре.ки
в) варе.ки
г) со.ка
Слайд 15Задание
Укажи слово с двойной согласной в корне
а )
кла(с, сс ) ный
б) весе (н, нн ) ий
в) ра(с, сс ) вет
г) лимо( н, нн ) ай
* Знаешь ли ты имена, в которых пишутся двойные согласные? Напиши имена.
Слайд 16Задание
В предложении( Ярко светило зимнее солнце.) Именем
существительным является слово
а) светило
б) ярко
в) солнце
г) светило
Слайд 17Задание
Укажи существительное женского рода единственного числа
а) двери
б) ветер
в) дочка
г) яблоко
Слайд 18Задание
В каком имени существительном не пишется на конце ь
знак?
а) сыч.
б ) печ.
в ) доч.
г ) мыш.
Слайд 19Задание
Укажи имя прилагательное в форме мужского рода
а) узкие
б ) морская
в) острый
г ) сказочное
Слайд 20Задание
Укажи словосочетание , в котором род прилагательного
не определяется
а ) желтые листья
б) умный мальчик
в) яркое солнце
г) красная ручка
Слайд 21Задание
В окончании какого прилагательного пишется буква
А?
а ) хитр.я ( лиса )
б ) добр.е ( сердце )
в ) резинов.й ( коврик)
г ) зимн.я ( дорога)
* Впиши в имена прилагательные пропущенные окончания. Определи род прилагательных и запиши его рядом со словосочетанием.
а ) красив.. полотенце
б ) последн.. день недели
в ) сладк.. яблоко
г ) трудн.. день
д ) бел.. рояль
Слайд 22Задание
Отметь словосочетание , в котором глагол употреблен
в форме множественного числа
а ) прячет игрушку
б ) живут весело
в ) рисует в альбоме
г) верит в удачу
Слайд 23Задание
Укажи предложение , в котором глагол
употреблен в форме будущего времени
а ) В мае зацветут колокольчики.
б ) Я восхищаюсь его пением.
в ) На окраине города построили новый дом.
г ) Вечером началась сильная буря.
Слайд 24Задание
Укажи слитное написание НЕ с глаголом
а
) ( не ) упоминать
б ) ( не ) мог
в ) ( не ) сверкает
г ) ( не ) годовать
Слайд 25Задание
Выбери верную характеристику предложения ( Крупные чистые
капли березового сока упали на землю.)
а ) повествовательное, невосклицательное
б ) повествовательное , восклицательное
в ) побудительное, невосклицательное
г ) вопросительное , невосклицательное
Слайд 26Задание
Укажи грамматическую основу из предыдущего задания
а ) капли сока
б ) чистые капли
в) капли упали
г ) березового сока
Слайд 27Задание
Словосочетанием в предложении ( Осень застелет почву
яркими коврами.) является
а ) осень застелет
б) застелет почву
в ) застелет яркими
г )осень яркими
Слайд 28Задание
Укажи предложения с однородными членами
а
) Летают над волной синие стрекозы.
б ) На низкой лавке у подъезда сидели старушки.
в ) Потемнело и нахмурилось небо.
г ) Резкий порыв ветра пригнул траву к земле.
Слайд 29Задание
В какой последовательности нужно расположить предложения
, чтобы получился связный текст?
а ) Идут грибники в лес.
б ) Осень- пора грибов.
в ) Под березами и осинами прячутся грибочки.
г ) Они ищут грибные места.
* Выполнить синтаксический разбор 3 предложения.
Слайд 30Задание
Вставь пропущенные буквы по порядку.
а ) Л.сная мыш.
св.ла гн.здо из тра.ки и ст.б.л.ков.
б )Ле.кий туман ст.ит над желтыми п.лями.
* Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
* Дать характеристику второму предложению.
Слайд 31Задание
Укажи глагол
а ) смешинка
б ) смешной
в ) смешить
г ) смех
Слайд 32Задание
Прочитай текст
Пришла зима. Закружились в воздухе первые снежинки. Ночью выпал густой снег. Утром на снегу звери и птицы оставили свои следы. Вот прыгнул зайка. А этот след лисы ведет в кусты.
* Выпиши из текста слова, соответствующие типам орфограмм.
а ) слова с проверяемой безударной гласной в корне имен существительных
б ) слово (а) с разделительным ь
в ) слова с парной согласной в корне слова
Слайд 33Задание
Из текста
задания №31 выпишите группу однокоренных слов. Выдели в них корень.
Слайд 34Задание
Подбери синонимы к слову ( закружились
). С одним из них составь предложение и запиши его.