Слайд 1Мастер-класс «Эффективность использования современных технологий на уроках гуманитарного цикла»
Слайд 2Что такое педагогическая технология?
Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов,
приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка
Слайд 3К современным педагогическим технологиям относятся:
Личностно-ориентированные технологии обучения;
Предметно-ориентированные технологии обучения;
Информационные технологии
Технологии оценивания
достижений учащихся;
Интерактивные технологии.
Слайд 4Личностно-ориентированные технологии обучения
Технология педагогических мастерских
Метод проектов
Технология обучения как учебного
исследования
Слайд 5
Предметно-ориентированные технологии обучения
Технология постановки цели
Модульное обучение
Технология концентрированного обучения
Слайд 6Информационные технологии
ИКТ-технология
Технологии дистанционного обучения
Слайд 7Технологии оценивания достижений учащихся
Технология "Портфолио"
Рейтинговые технологии
Слайд 8Интерактивные технологии
Технология развития критического мышления
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии
Слайд 9
Технология критического мышления разработана американскими педагогами К.Мередит, Д. Огл,
Д. Стил.
Её применение позволяет развивать:
-познавательные способности;
-познавательные процессы личности(разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие);
-удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве;
-личностный рост ребёнка, развитие его индивидуальности.
Слайд 10
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые
необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Слайд 11Базовая модель РКМ
1. Стадия вызова
2. Стадия реализации смысла
3.Стадия рефлексии
Слайд 12Функции трех фаз технологии РКМ критического мышления
Слайд 13Основные методические приемы развития критического мышления
Кластер (от англ. – cluster –
гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом»
Слайд 16Приём «Инсерт»
ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive
Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.
Слайд 18Пример: урок «Жанр-басни. Эзоп «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», стадия реализации
смысла.
Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.
Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
Слайд 19Приём «Чтение с остановками»
Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть
анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы
Слайд 20Приём «Зигзаг»
Члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы.
Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга
Слайд 21Приём «психорисунка»
Приёмы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир
через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Слайд 22Приём «психорисунка»
Пример: урок по произведению Александра Куприна « Слон», стадия рефлексии.
Задание: Нарисовать обложку
к произведению «Слон», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке.
Слайд 23Приём «Синквейн»
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее
из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях
Слайд 241. Первая строка – понятие или тема (1 слово - существительное);
2.
Вторая строка – описание этого понятия (2 слова - прилагательные);
3. Третья строка – действия (3 слова - глаголы);
4. Четвертая строка – фраза или предложение, показывающее отношение к теме;
5.Пятая строка – синоним, который повторяет суть темы (1 слово).
Слайд 25Вода
1.Жидкое, твёрдое, газообразное состояние.
2.Течёт, замерзает, испаряется.
3.Вода нужна всем живым организмам.
4.Источник жизни.
Слайд 27Дорога
Широкая, извилистая
Идёт, бежит, поворачивает
По извилистой дороге едут машины
Шоссе.
Слайд 28Синквейн «РКМ»
1. Технология РКМ
2. Нестандартная, наглядная
3. Развивает, систематизирует, стимулирует
4. Читай, размышляй
и записывай!
5. Мышление
Слайд 29Приём «Корзина» идей, понятий, имен…
Пример: урок по рассказу Константина Паустовского «Заячьи
лапы». Что чувствуют и переживают герои.
Задание: Почему же рассказ называется «Заячьи лапы»? Какие бы свои названия, вы могли дать?(корзина идей)
Слайд 30Актуальность опыта
Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не
только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Слайд 31Вывод:
Опыт показывает, что применение современных технологий на уроках гуманитарного цикла и
во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование современных технологий должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания. Важно не столько «заполнить» багаж ученика отдельными знаниями, сколько «положить» туда путеводители, которые позволят ему встроиться в современное динамичное общество.
Слайд 32Литература:
Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе.М.,1989.
Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные
технологии и педагогическая рефлексия. СПб, 2003.
Педагогические мастерские по литературе. Кн. 1 и 2. СПб., 2000.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии - М., 1997.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.,1998.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб, 2002.
Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. СПб, 2002.
Шрагина Л.И. Логика воображения. М.,2001.
Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. СПб.,2001.
Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1968.