Слайд 1Мастер-класс для воспитателей:
«Формирование экологических представлений у дошкольников»
Слайд 2Слово «экология» образовано от греческого – «экос» - дом, «логос» -
наука, т.е. экология в широком смысле этого слова – наука о доме, в котором мы живем.
В более узком смысле экология -
наука «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой»
Слайд 3- Цель экологического воспитания дошкольников – научить детей правильно строить взаимоотношения
с окружающим их большим миром.
- Цель экологического воспитания дошкольников – формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
- Цель экологического воспитания дошкольников – изучение детей объектов живой и неживой природы
- Цель экологического воспитания дошкольника – познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Слайд 4
Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинное –
следственные связи.
Развивать любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного
Воспитывать бережное отношение к природе
Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать
Слайд 5Методы экологического воспитания:
Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных
фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.
Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
Словесные методы. Рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.
Слайд 6Экологические игры:
- Ролевые (основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности ,
например «строительство города»)
- Дидактические («Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает», «У кого какой дом» ,«Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе)
- Соревновательные (конкурсы, КВН, экологические викторины. Поле чудес)
-Игры-путешествия (с помощью ТСО дети попадают на северный полюс, на дно океана и т.д.)
-Предметные (с использованием предметов природы)
- Творческие
Слайд 7
Экологические акции:
- Создание экологической тропы
- «Красная книга нашей местности»
- «Насекомые и
птицы нашей местности»
- «Зеленая книга нашей области»
- «Жалобная книга природы»
- «Покормите птиц зимой»
- «Берегите воду!»
-Конкурс «Мусорная фантазия»
- Выставка рисунков «Планета Земля глазами детей»
- «Грачи прилетели»
- «Берегите первоцветы»
- «Елочка – живая иголочка»
Слайд 9Каждую весну приходят в лес люди и режут острым ножом мою
кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и хотят попасть бактерии разных древесных болезней. Люди добрые! Пожалейте меня!
Слайд 10
Ребята обсуждают жалобу березки и находят ответ.
Спасибо, люди добрые!
Вы меня пожалели,
перевязав мои раны. Силы ко мне вернулись. Я здоровая и буду приносить вам пользу. Я вас всех люблю!
Слайд 11
Жалоба елки:
«Грустно мне и одиноко в лесу. Совсем одна я осталась.
А ведь вокруг меня когда-то росли десять елочек красавиц. Но под Новый год появились в лесу жестокие люди с топорами, вырубили их под самый корешок и увезли. Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались на них несколько дней, да и выбросили на помойку. И стройные зеленые елочки превратились в не нужный мусор. А какие славные они были. Правда, и детей мне жаль – что за Новый год без елки. Как же быть?»
Жалоба ландышей:
Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватает нашей красоты и запаха, когда нас сорвут. Мы очень стараемся спрятаться подальше от людей в заросли кустарников. Но боимся, что и там нас найдут. А ведь сколько пользы от нас ландышей, как от лекарственных растений? Не хочет человек над этим задуматься.
Слайд 12Жалоба бабочки:
Я-бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар
с цветков. Но с тревогой порхаю я с сестрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас. Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают, но гибнут они с помятыми крылышками. А других уносят домой и делают из них коллекцию.
Слайд 13Работа с родителями:
*привлечение к оформлению развивающей среды группы;
* родительские собрания в
форме развлечения и игр;
*привлечение родителей к участию в экологических выставках;
* участие в праздниках и развлечениях;
*индивидуальные беседы, консультации;
*стендовые консультации;
*анкетирование
Слайд 14
Педагогические ситуации:
1) Дети вместе с воспитателем на своем участке ухаживали за
деревом яблоней. Они поливали его, рыхлили землю, удобряли, постоянно наблюдали за яблоком, которое с каждым днем все поспевало и наливалось. Но вот однажды дети также пришли посмотреть на яблоню, но увидели следующую картину: листья оторваны, некоторые ветки были поломаны, а от яблока, за которым следили дети, остался лишь огрызок, валявшийся на земле. Воспитатель знал, кто это (ребенок с группы).
Ваши действия?
Слайд 152) В саду для детей старших групп и их родителей было
предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.
Ваши действия?
Слайд 163) В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале
уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает: «Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».
Ваши действия?
Слайд 174) Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами
смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
Слайд 18
- Зачем белке длинный и пушистый хвост?
- Почему лиса всю зиму
бегает, а медведь спит?
- Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?
- Почему в зимний день на окнах появляются узоры?
- Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?
- Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?
-Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?
- Почему опадают листья?
-Дым столбом, какую погоду предвещает?
- Лягушки расквакались, к чему?
Слайд 19
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с
природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности ребенка.